Внедрение

Боевые возможности армии США на 70% зависят от GPS

1 Августа 2024
Боевые возможности армии США на 70% зависят от GPS

Глобальный сбой в работе IT-систем на прошлой неделе, вызванный плановым, но ошибочным обновлением программного обеспечения компанией «КроудСтрайк», занимающейся кибербезопасностью, заставил людей усомниться в уязвимости систем ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Одной из конкретных технологических систем, которая по-прежнему вызывает растущую обеспокоенность, является система глобального позиционирования, навигации и синхронизации (PNT), которая почти полностью зависит от глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС).

Тут и возникает вопрос, подвержены ли космические системы PNT риску серьёзного сбоя, вызванного аналогичным кривым обновлением ПО? Ответ таков: да, это не только могло произойти, но уже происходило, и не один раз.

1 апреля 2014 года ошибка оператора привела к загрузке некорректных эфемерид на российский флот спутников ГЛОНАСС. Проблему устранили достаточно оперативно.

В январе 2016 года в США ошибки в параметрах смещения всемирного координированного времени (UTC), транслируемых спутниками GPS, привели к тому, что многие тысячи часов имели погрешность примерно в -13 микросекунд. Неверная информация о времени, транслируемая 15 спутниками, или половиной доступного на тот момент парка GPS, была вызвана ошибкой в обновлении наземного программного обеспечения, которая произошла во время вывода из эксплуатации старого спутника.

Чтобы не отставать от русских и штатовцев, европейская система Galileo пережила свой горестный момент в июле 2019 года, когда «во время обновления системы произошёл инцидент в наземной инфраструктуре. Несмотря на интенсивные усилия по восстановлению, это привело к шестидневному перерыву в работе первоначальных навигационных и временных служб».

Сбои, вызванные человеческими ошибками и сбоями программного обеспечения, — не единственная опасность. Существуют также риски отказов в обслуживании из-за глушения и спуфинга, разрушений в случае войны, а для такой страны, как Австралия, – суверенный риск оказаться полностью зависимой от зарубежных систем.

Например, совершенно новая система дополнения (SBAS) Австралии и Новой Зеландии SouthPAN в прошлом году дважды выходила из строя с разницей чуть больше месяца. Сбой доставил неудобства многим пользователям, например фермерам, которые использовали эту услугу для точного позиционирования уборочного оборудования.

Описанные выше сбои были по-своему достаточно серьёзными, но они померкнут перед лицом более серьёзных, широкомасштабных и продолжительных глобальных сбоев.

Одним из решений проблемы является разработка альтернативных и устойчивых систем PNT, которые могут либо дополнять, либо заменять ГНСС, включая наземные системы. Многие страны и компании работают над такими решениями, включая некоторые фирмы в Австралии.

Например, компания «Квант Икс» в конце 2023 года получила $750 000 от Минобороны на исследовательский проект, направленный на революционизацию защищённых возможностей PNT для оборонных приложений.

Проект под названием «Квантовая безопасная передача времени для отказоустойчивых PNT» направлен на использование квантовой технологии для гарантии подлинности полученных данных PNT.

Ранее в 2023 году консорциум австралийских компаний получил грант в размере $3,7 млн от Австралийского космического агентства «Луна-Марс» на испытание оптических атомных часов следующего поколения на орбите. А в начале 2024 года упомянутая компания получила грант по программе «От Луны до Марса» в размере $532 222 на создание передового производственного предприятия в области фотоники для поддержки внутристранового производства миниатюрных систем синхронизации и датчиков с квантовыми функциями для поддержки PNT в космосе и на Земле.

По словам Нунцио Гамбале, гендиректора фирмы «Локата», поставляющей наземные или «земные» системы точного определения времени и позиционирования, серьёзный сбой в работе ГНСС «станет катастрофой, абсолютной катастрофой», и он подчеркивает, что ГНСС станет первой целью в любом крупном военном конфликте в будущем.

Многие эксперты считают, что, во-первых, США готовится к войне. И, во-вторых, они также готовятся к миру, где нет спутниковой навигации.

Существуют оценки, согласно которым, если разразится крупный конфликт и GPS будет побеждён, это может сделать неэффективными, возможно, до 70% основных боевых систем армии США. Поэтому неудивительно, что США ищут альтернативы.

Гамбале также проводит сравнение между уязвимостью PNT и безопасностью воздушных судов.

«До 11 сентября было около 85 или 90 случаев захвата самолётов, но никто не устанавливал непроницаемые двери в кабину пилотов до 11 сентября, — говорит он. – Чтобы люди проснулись, нужна адская катастрофа, но к тому времени будет уже слишком поздно».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~D26FH
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.