Внедрение

Близкое знакомство с инерциальной навигацией

22 Марта 2022
Близкое знакомство с инерциальной навигацией

Пока эксперты ищут способы заполнить пробелы в уязвимостях ГНСС, появляются альтернативные навигационные источники и датчики, каждый со своими ограничениями. Ни одна технология не в силах обеспечить точного и надёжного позиционирования, навигации и синхронизации в любом месте и в любое время. Вместо этого можно объединить дополнительные преимущества различных навигационных средств с помощью слияния датчиков.

Как построить систему сенсорного синтеза? Почти все навигационные средства получают информацию из неких внешних источников, которые не всегда могут быть доступны. Одно автономное решение обеспечивает заметное исключение. Это инерциальная навигация. Инерциальная навигационная система (ИНС) измеряет негравитационные ускорения и угловые скорости и интегрирует их в навигационные данные. Система может работать в любой среде и в любое время.

В результате надёжное позиционирование в любом месте и в любое время может быть обеспечено за счёт слияния датчиков, ориентированных на ИНС, которое органично связывает различные навигационные средства вокруг инерциальной системы. В этом случае ИНС служит основным датчиком для обеспечения навигационных выходных данных, в то время как другие (зависящие от окружающей среды) навигационные датчики предоставляют вспомогательные данные для уменьшения дрейфа инерциальных навигационных выходных данных. Такое комплементарное слияние даёт:

• бесшовное добавление вспомогательных данных, когда и если они доступны;

• непрерывность решения в различных средах;

• надёжную и отказоустойчивую оценку состояния в спорных средах, где искажённые измерения (например, многолучевое распространение ГНСС вне прямой видимости) устраняются с помощью скрининга на основе ИНС.

Последние достижения в области инерциальных навигационных технологий и, особенно, в микроэлектромеханических инерциальных измерительных блоках (MEMS IMU), позволяют найти подходящий вариант ИНС для широкого спектра приложений, от потребительского класса стоимостью 2-3 доллара до тактического уровня. В результате, инерциальная навигация уже лежит в основе многих существующих систем, и её использование в будущем будет только расширяться.

Производительность MEMS-датчиков потребительского уровня продолжает улучшаться.

Значение дрейфа при включении может быть достаточно большим. Тем не менее, этот дрейф стабилен и может быть эффективно откалиброван на этапе инициализации, когда система находится в состоянии покоя. Остаточные стохастические вариации остаются на уровне 20 град/ч, что достаточно для получения существенных преимуществ с точки зрения навигации. Это включает: 

• движение по инерции при отключении ГНСС;

• надёжную навигацию в суровых условиях ГНСС, таких как плотные городские каньоны;

• уменьшение помех, включая подавление помех и защиту от спуфинговых атак.

Этот процесс:

• обеспечивает эффективную линеаризацию системных отношений, так что интегрирующий фильтр может быть реализован в виде вычислительно эффективного расширенного фильтра Калмана (EKF);

• существенно упрощает моделирование динамических состояний, так как медленно меняющиеся ошибки ИНС могут быть смоделированы гораздо надёжнее, чем быстро меняющиеся навигационные состояния.

Глубокая интеграция совмещения датчиков, ориентированных на ИНС, с ГНСС позволяет ослаблять сигналы помех и подавлять спуфинговые атаки в системе небольшого форм-фактора, в которой не требуется использование многоэлементных антенных решеток. Глубокая интеграция использует инерционную помощь для значительного увеличения интервала накопления полученных сигналов ГНСС.

Возможности позиционирования с точностью до метра поддерживаются с помощью набора микросхем MEMS IMU. В дополнение к подавлению помех длительное накопление сигнала также полезно для восстановления слабого сигнала. В частности, защита от помех на 20 дБ эквивалентна усилению на 20 дБ при обработке слабых сигналов ГНСС, что напрямую полезно для ухудшенных условий, таких как плотная городская застройка и под многоуровневым навесом.

Подводя итог, можно сказать, что инерциальные МЭМС-датчики потребительского класса обеспечивают существенные преимущества для различных сред с ухудшенными возможностями ГНСС. Как видно из результатов испытаний, тесная связь ГНСС/ИНС обеспечивает непрерывность определения местоположения при относительно коротких перерывах в работе ГНСС (30-40 секунд). Продолжительность простоя может быть увеличена (до 5 минут и более), если механизация системы дополняется другими навигационными средствами (например, ограничениями движения для наземных транспортных средств). Кроме того, тесно связанное решение обеспечивает надёжную локализацию в сложных условиях ГНСС, таких как городские каньоны. Наконец, расширение тесной связи до глубокой интеграции позволяет уменьшить помехи (помехи и спуфинг).


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Inside GNSS
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~qCC7S
31.07.2025
США увеличат свои мощности по производству современных микросхем на треть, в то время как Китай станет лидером в мировом кремниевом бизнесе, и то и другое произойдет в течение десятилетия.
30.07.2025
Космический бизнес развивается с феноменальной скоростью: ожидается, что объём мирового космического рынка, достигший $469 млрд в 2021 году, к 2040 году достигнет $1 трлн. В этих условиях в космическую отрасль Японии, которая до сих пор являлась сферой бизнеса, находящейся под контролем государства, всё чаще приходят частные компании, в том числе стартапы с передовыми инициативами.
25.07.2025
Глава АНО «Центр беспилотных систем и технологий» (ЦБСТ) Андрей Безруков предложил создать в России фонд поддержки воентех-стартапов на ранней стадии объёмом в несколько миллиардов рублей. Предполагается, что фонд будет ориентирован на поддержку воентех-стартапов и проектов двойного назначения, находящихся на стадиях технологической зрелости TRL 4–7 — от НИОКР до испытания прототипов (TRL — международная шкала оценки готовности технологий).
23.07.2025
Банк России разработал и опубликовал «Кодекс этики в сфере разработки и применения искусственного интеллекта (ИИ) на финансовом рынке». Документ носит рекомендательный характер и направлен на повышение доверия клиентов к новой технологии.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.