Внедрение

Близкое знакомство с инерциальной навигацией

22 Марта 2022
Близкое знакомство с инерциальной навигацией

Пока эксперты ищут способы заполнить пробелы в уязвимостях ГНСС, появляются альтернативные навигационные источники и датчики, каждый со своими ограничениями. Ни одна технология не в силах обеспечить точного и надёжного позиционирования, навигации и синхронизации в любом месте и в любое время. Вместо этого можно объединить дополнительные преимущества различных навигационных средств с помощью слияния датчиков.

Как построить систему сенсорного синтеза? Почти все навигационные средства получают информацию из неких внешних источников, которые не всегда могут быть доступны. Одно автономное решение обеспечивает заметное исключение. Это инерциальная навигация. Инерциальная навигационная система (ИНС) измеряет негравитационные ускорения и угловые скорости и интегрирует их в навигационные данные. Система может работать в любой среде и в любое время.

В результате надёжное позиционирование в любом месте и в любое время может быть обеспечено за счёт слияния датчиков, ориентированных на ИНС, которое органично связывает различные навигационные средства вокруг инерциальной системы. В этом случае ИНС служит основным датчиком для обеспечения навигационных выходных данных, в то время как другие (зависящие от окружающей среды) навигационные датчики предоставляют вспомогательные данные для уменьшения дрейфа инерциальных навигационных выходных данных. Такое комплементарное слияние даёт:

• бесшовное добавление вспомогательных данных, когда и если они доступны;

• непрерывность решения в различных средах;

• надёжную и отказоустойчивую оценку состояния в спорных средах, где искажённые измерения (например, многолучевое распространение ГНСС вне прямой видимости) устраняются с помощью скрининга на основе ИНС.

Последние достижения в области инерциальных навигационных технологий и, особенно, в микроэлектромеханических инерциальных измерительных блоках (MEMS IMU), позволяют найти подходящий вариант ИНС для широкого спектра приложений, от потребительского класса стоимостью 2-3 доллара до тактического уровня. В результате, инерциальная навигация уже лежит в основе многих существующих систем, и её использование в будущем будет только расширяться.

Производительность MEMS-датчиков потребительского уровня продолжает улучшаться.

Значение дрейфа при включении может быть достаточно большим. Тем не менее, этот дрейф стабилен и может быть эффективно откалиброван на этапе инициализации, когда система находится в состоянии покоя. Остаточные стохастические вариации остаются на уровне 20 град/ч, что достаточно для получения существенных преимуществ с точки зрения навигации. Это включает: 

• движение по инерции при отключении ГНСС;

• надёжную навигацию в суровых условиях ГНСС, таких как плотные городские каньоны;

• уменьшение помех, включая подавление помех и защиту от спуфинговых атак.

Этот процесс:

• обеспечивает эффективную линеаризацию системных отношений, так что интегрирующий фильтр может быть реализован в виде вычислительно эффективного расширенного фильтра Калмана (EKF);

• существенно упрощает моделирование динамических состояний, так как медленно меняющиеся ошибки ИНС могут быть смоделированы гораздо надёжнее, чем быстро меняющиеся навигационные состояния.

Глубокая интеграция совмещения датчиков, ориентированных на ИНС, с ГНСС позволяет ослаблять сигналы помех и подавлять спуфинговые атаки в системе небольшого форм-фактора, в которой не требуется использование многоэлементных антенных решеток. Глубокая интеграция использует инерционную помощь для значительного увеличения интервала накопления полученных сигналов ГНСС.

Возможности позиционирования с точностью до метра поддерживаются с помощью набора микросхем MEMS IMU. В дополнение к подавлению помех длительное накопление сигнала также полезно для восстановления слабого сигнала. В частности, защита от помех на 20 дБ эквивалентна усилению на 20 дБ при обработке слабых сигналов ГНСС, что напрямую полезно для ухудшенных условий, таких как плотная городская застройка и под многоуровневым навесом.

Подводя итог, можно сказать, что инерциальные МЭМС-датчики потребительского класса обеспечивают существенные преимущества для различных сред с ухудшенными возможностями ГНСС. Как видно из результатов испытаний, тесная связь ГНСС/ИНС обеспечивает непрерывность определения местоположения при относительно коротких перерывах в работе ГНСС (30-40 секунд). Продолжительность простоя может быть увеличена (до 5 минут и более), если механизация системы дополняется другими навигационными средствами (например, ограничениями движения для наземных транспортных средств). Кроме того, тесно связанное решение обеспечивает надёжную локализацию в сложных условиях ГНСС, таких как городские каньоны. Наконец, расширение тесной связи до глубокой интеграции позволяет уменьшить помехи (помехи и спуфинг).


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Inside GNSS
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~qCC7S
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.