Беспилотный автотранспорт - путь в никуда?

Разработка беспилотных автомобилей стала величайшим испытанием для искусственного интеллекта. Сегодня мы можем сказать, что это с треском провалилось, утверждает Кристиан Вольмар, автор книги «Автомобили без водителя: по дороге в никуда». Это несмотря на десятки миллиардов долларов, которые ушли на попытки создать жизнеспособный коммерческий автомобиль. Более того, недавний уход с рынка ведущего поставщика роботакси в США позволяет предположить, что надежды разработчиков на монетизацию концепции – ещё дальше, чем раньше. Само будущее идеи висит на волоске.
Попытки создать беспилотный автомобиль начались в середине нулевых, когда американское оборонное исследовательское агентство предложило приз в $1 млн тому, кто сможет создать автомобиль, способный совершить очень ограниченное путешествие по пустыне. Это быстро переросло в гонку между различными технологическими и автомобильными компаниями (OEM, как их теперь называют – производителями оригинального оборудования) за производство того, что, по их мнению, должно было стать идеальной дойной коровой: автомобиля, который мог бы работать в любых условиях без водителя.
С самого начала ажиотаж намного опередил технологический прогресс. В 2010 году на выставке Shanghai Expo компания «Дженерал Моторс» выпустила видеоролик, на котором беспилотный автомобиль доставляет беременную женщину в больницу на головокружительной скорости и, как заверил зрителей комментарий, безопасно. Именно обещание большей безопасности и сокращения ужасного ежегодного числа погибших на дорогах во всем мире на 1,25 миллиона человек было тем, что спонсоры беспилотных транспортных средств выставляли перед общественностью.
И теперь наблюдается их уход. Первым ушёл «Убер» после аварии, в которой один из его беспилотных автомобилей убил Элейн Херцберг в Финиксе, штат Аризона. Автомобиль находился в автономном режиме, а его «оператор» был обвинён в просмотре телепередачи, то есть не заметили, как машина наехала на даму, которая сбила с толку компьютер, выйдя на шоссе, толкая велосипед с сумками. К сожалению, компьютер не смог интерпретировать этот запутанный массив объектов.
Теперь компания «Круиз», купленная GM для разработки беспилотных транспортных средств, отступает почти так же быстро. Спусковым крючком также стал несчастный случай, который случайно оказался несмертельным, но вызвал серьёзные травмы. В октябре женщину, переходившую дорогу в Сан-Франциско, сбила машина, управляемая человеком, и она оказалась на пути роботакси Cruise . Вместо того, чтобы остановиться, роботакси наехало на пешехода, поскольку было запрограммировано съехать вправо при столкновении с неизвестной ситуацией.
Первоначально скрывая подробности произошедшего, компания вскоре отозвала свои роботакси во всех городах США, а её генеральный директор ушел в отставку. Выяснилось, что транспортные средства даже не были беспилотными, поскольку управлялись дистанционно с вмешательством операторов примерно каждые четыре или пять миль. Сейчас происходят массовые увольнения и будущее развития неопределённо.
«Тесла» тоже уже давно позиционирует свое программное обеспечение для помощи водителю как «полное беспилотное вождение», но это совсем не так. Водители должны быть бдительными и готовыми взять на себя управление, даже несмотря на то, что автомобиль большую часть времени может работать самостоятельно, особенно на автомагистралях.
Проблемы усугубились разоблачениями бывшего сотрудника Лукаша Крупского, который утверждает, что возможности беспилотного вождения компании представляют опасность для общества. Производители будут вынуждены указывать, какие именно функции автомобиля – рулевое управление, тормоза, ускорение – были автоматизированы. Чтобы соответствовать требованиям, компании придётся изменить свой маркетинговый подход. Таким образом, хотя законопроект продвигается как обеспечивающий более быстрое внедрение беспилотных автомобилей, соблюдение его ограничительных условий может оказаться непреодолимым препятствием для их разработчиков.
Эти события подчёркивают технологические трудности, с которыми сталкивается переход к беспилотному вождению, а также хрупкость аргументов в поддержку разработки беспилотных автомобилей. Все прогнозы о том, что технология будет реализована через три-четыре года, оказались слишком оптимистичными.
Технологические компании постоянно недооценивают явную сложность сопоставления, не говоря уже об улучшении навыков вождения человека. Здесь технология не сработала. Искусственный интеллект — это причудливое название для гораздо менее сексуально звучащего «машинного обучения», которое предполагает для «обучения» компьютера интерпретировать то, что происходит в очень сложной дорожной среде. Люди исключительно хорошо умеют мгновенно оценивать возникающие риски, но, если компьютеру не сообщить о неожиданных объектах, он не будет знать, как реагировать. Согласно последующему анализу, именно пластиковые пакеты, висевшие на велосипеде, сбили с толку компьютер автомобиля на фатальные шесть секунд.
Будущее, очевидно, не за беспилотными автомобилями, а между тем существует транспортная система, отчаянно нуждающаяся во внимании. Если это лучшее, что может сделать ИИ, возможно, опасения по поводу его возможностей и способности лишить людей работы неуместны.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам The Guardian