АО «Организация «Агат»: Как космосу перейти на коммерческие рельсы?
В середине прошлого века, когда человечество только начинало осваивать космос, запуск первого спутника Земли и первый полёт человека в космос стали знаковыми событиями, которые вызвали огромный энтузиазм в обществе. Люди были очарованы перспективами, которые открывались перед ними, многие мечтали о космических путешествиях. Они изучали труды Циолковского, с увлечением читали научную фантастику отечественных и зарубежных авторов. В книжных магазинах появилось множество научной и технической литературы, в которой подробно описывалось устройство космических аппаратов.
Новые герои — покорители Вселенной — становились кумирами, о них писали стихи и песни. Интерес к космосу не угасал и в последующие десятилетия, когда космические запуски стали практически еженедельным событием. Сегодня, несмотря на появление новых научных и технологических трендов, в России всё ещё существует множество профессионалов, любителей и энтузиастов космонавтики, которые стремятся к тому, чтобы наша страна оставалась великой космической державой.
Космические технологии всё больше проникают в различные сферы жизни, включая экономику и бизнес. В 80–90-е годы прошлого века цифровизация в основном осуществлялась с использованием наземной инфраструктуры и кабельных линий, что было экономически и технически оправдано. Однако с начала нынешнего века для обмена информацией всё чаще применяются спутниковые технологии, которые позволяют передавать данные с большей скоростью и охватывать более широкие регионы.
Важную роль играет мониторинг поверхности Земли с помощью дистанционного зондирования и высокоточной навигации. Также определены приоритеты по укреплению суверенитета и лидерства России в космосе. На основе этих приоритетов был разработан новый национальный проект «По развитию космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», который был утверждён президентом России.
Как сообщает научно-экономический журнал «Экономика космоса», на реализацию этого проекта до 2036 года будет выделено 4,39 трлн рублей из бюджета и ещё 686,4 млрд рублей из внебюджетных источников. Эти средства будут направлены на такие проекты, как создание Российской орбитальной станции, развитие ядерной энергетики, освоение Луны и разработку новых средств выведения. Предполагается, что доля частных инвестиций в отрасль увеличится с 5% в 2024 году до 35% за десять лет. Также планируется, что Россия займёт 28% мирового рынка пусковых услуг, передав доли в предприятиях космической отрасли частным инвесторам и снизив стоимость запусков более чем в два раза.
Все эти факторы создают условия для динамичного развития предприятий ракетно-космической отрасли и формируют серьёзный инвестиционный спрос. В стране накоплены значительные свободные денежные средства граждан и юридических лиц, которые хранятся на банковских депозитах с процентными ставками, значительно превышающими уровень официальной инфляции. С изменением экономической ситуации часть этих средств неизбежно выйдет на рынок в поисках новых инструментов для инвестирования. Одним из таких инструментов могут стать предприятия ракетно-космической отрасли, если они создадут прозрачную и предсказуемую среду для инвестиций в космические проекты.
Ракетно-космическая отрасль переживает период структурных изменений, связанных с переходом на рыночные принципы деятельности. Несмотря на то, что бюджетные средства будут играть доминирующую роль в финансировании отрасли, роль частных компаний и альтернативных источников капиталовложений будет возрастать.
В связи с этим актуальным становится внедрение и распространение практик корпоративного финансирования и привлечения инвестиций с финансовых рынков для реализации амбициозных проектов, заложенных в национальном проекте. Одним из таких инструментов могут стать облигационные займы, учитывая опыт нескольких предприятий ракетно-космической промышленности, которые уже имели подобный опыт в 2006–2010 годах.
Важно обратить внимание на положения Федерального закона от 28 декабря 2024 года № 535-ФЗ, который предоставил Госкорпорации «Роскосмос» специальные полномочия по выпуску облигаций без физического обеспечения. Это означает, что эмитент получает возможность привлекать значительные объёмы финансирования, не ограниченного размером активов, а регулируемого только величиной рыночного спроса. Эта возможность должна быть воспринята в контексте смягчения денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации, что позволит в будущем привлечь на финансовые рынки капиталы, которые сегодня хранятся на банковских депозитах.
Инвесторам понадобятся инструменты для оценки финансовой устойчивости и перспектив предприятий, одним из которых может стать индекс деловой репутации ракетно-космической промышленности. Для повышения ликвидности и расширения круга участников можно предусмотреть организацию аналога «народного IPO».
