Внедрение

АО «Агат»: Может ли окупиться проект спутникового мегасозвездия?

11 Июля 2025

В статье, опубликованной в журнале «Экономика космоса», был проведён анализ эффектов, которые возникают благодаря вертикальной интеграции, массовому производству спутников и абонентского оборудования, а также переходу к работе в высокомаржинальных отраслевых сегментах. На основе этого анализа делаются выводы о том, как эти принципы можно использовать для коммерциализации масштабных проектов, в том числе в России.

В настоящее время проект Starlink является частью компании SpaceX, которая не публикует финансовые показатели. Поэтому все оценки выручки спутникового оператора основаны на допущениях аналитиков и оценках отраслевых экспертов.

По оценкам экспекртов, сроки окупаемости такого масштабного проекта составляют не менее 10 лет. Это возможно при наличии благоприятного регулирования со стороны национального регулятора США, доступа к неограниченному объёму венчурного финансирования и использования передовых технологий.

Однако для получения прибыли также необходимо беспрепятственное функционирование во всём мире и работа в рамках вертикально-интегрированной компании, что позволяет снизить издержки.

Отсутствие одного или нескольких из этих условий может серьёзно осложнить коммерческие перспективы конкурентных проектов.

Тем не менее, следование базовым принципам может облегчить задачу коммерческой окупаемости и избежать ошибок первопроходцев.

Мы можем сделать вывод, что полная окупаемость инвестиционных затрат масштабных проектов, подобных Starlink, составляет не менее 10 лет. В данном случае это достигается за счёт крупных первоначальных инвестиций, свободного доступа к рынку капитала, вертикальной интеграции и максимального снижения издержек (так называемая «маскономика»), активного развития сегментов B2B/B2G, а также благодаря доступу к передовым технологиям и личному обаянию Илона Маска.

Сочетание этих факторов уникально для рынка, и повторить его будет крайне сложно. Поэтому, хотя основные конкуренты пытаются следовать описанным принципам, они не ставят экономическую окупаемость своих проектов в приоритет.

Мегасозвездия скорее служат катализаторами развития национальных космических экосистем.

Проект спутникового мегасозвездия по своей природе глобален, и его невозможно окупить за счёт одного или нескольких национальных рынков. Как показывает практика, не хватит масштаба для производства миллионов устройств и снижения их стоимости.

Например, оператор китайского мегасозвездия Thousand Sails планирует выйти на рынки крупнейших стран Южной Америки, Африки, Ближнего Востока и Азии, включая Казахстан и Узбекистан.

Project Kuiper делает ставку на B2B/B2G, создавая каналы продаж спутникового ресурса наземным и спутниковым операторам по всему миру.

Российский рынок спутникового ШПД не превышает 160 тысяч VSAT-станций.

Для того чтобы окупить проект, российскому оператору необходимо не только распределить финансовые риски с государством, в том числе на принципах государственно-частного партнёрства, но и выйти на мировой рынок.

Кроме того, нужно быть готовым к ценовой конкуренции в B2C и активной работе в отраслевых сегментах B2B.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~eevP8
08.07.2025
В настоящее время группировка, которой управляет РЦКС, состоит из двух спутников: KazSat-2 и KazSat-3. Аппарат KazSat-2 (также производства ГКНПЦ им. Хруничева) запущен в орбитальную позицию 86,5º восточной долготы в июле 2011 г. Его исходный срок активного существования истекал в 2024 г., но затем был продлен до конца 2026 г. По словам заместителя председателя правления АО «РЦКС» Василия Леонова, после вывода KazSat-2 из эксплуатации РЦКС решил не заказывать новый спутник ему на замену.

03.07.2025
Модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Хочу, чтобы вы понимали, что у нас большое количество людей и компаний, которые готовы “бежать”. И поэтому задача руководителя Роскосмоса и нас всех – в том, чтобы “затоптать” дорогу в Минфин и создать другие механизмы, согласно предложениям Президента».
02.07.2025
Наученный горьким опытом, парламент Ирана принял закон о запрете использования и вообще завоза «Старлинков» в Исламскую Республику. Теперь за пользование этой системой в Иране можно будет присесть до 2 лет. За завоз их в страну можно будет получить от 5 до 10 лет в зависимости от количества терминалов.
27.06.2025
В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», который состоялся в июне 2025 года, подписано соглашение между правительствами Казахстана и Китая о технико-экономическом сотрудничестве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.