АО «Агат»: Может ли окупиться проект спутникового мегасозвездия?
В статье, опубликованной в журнале «Экономика космоса», был проведён анализ эффектов, которые возникают благодаря вертикальной интеграции, массовому производству спутников и абонентского оборудования, а также переходу к работе в высокомаржинальных отраслевых сегментах. На основе этого анализа делаются выводы о том, как эти принципы можно использовать для коммерциализации масштабных проектов, в том числе в России.
В настоящее время проект Starlink является частью компании SpaceX, которая не публикует финансовые показатели. Поэтому все оценки выручки спутникового оператора основаны на допущениях аналитиков и оценках отраслевых экспертов.
По оценкам экспекртов, сроки окупаемости такого масштабного проекта составляют не менее 10 лет. Это возможно при наличии благоприятного регулирования со стороны национального регулятора США, доступа к неограниченному объёму венчурного финансирования и использования передовых технологий.
Однако для получения прибыли также необходимо беспрепятственное функционирование во всём мире и работа в рамках вертикально-интегрированной компании, что позволяет снизить издержки.
Отсутствие одного или нескольких из этих условий может серьёзно осложнить коммерческие перспективы конкурентных проектов.
Тем не менее, следование базовым принципам может облегчить задачу коммерческой окупаемости и избежать ошибок первопроходцев.
Мы можем сделать вывод, что полная окупаемость инвестиционных затрат масштабных проектов, подобных Starlink, составляет не менее 10 лет. В данном случае это достигается за счёт крупных первоначальных инвестиций, свободного доступа к рынку капитала, вертикальной интеграции и максимального снижения издержек (так называемая «маскономика»), активного развития сегментов B2B/B2G, а также благодаря доступу к передовым технологиям и личному обаянию Илона Маска.
Сочетание этих факторов уникально для рынка, и повторить его будет крайне сложно. Поэтому, хотя основные конкуренты пытаются следовать описанным принципам, они не ставят экономическую окупаемость своих проектов в приоритет.
Мегасозвездия скорее служат катализаторами развития национальных космических экосистем.
Проект спутникового мегасозвездия по своей природе глобален, и его невозможно окупить за счёт одного или нескольких национальных рынков. Как показывает практика, не хватит масштаба для производства миллионов устройств и снижения их стоимости.
Например, оператор китайского мегасозвездия Thousand Sails планирует выйти на рынки крупнейших стран Южной Америки, Африки, Ближнего Востока и Азии, включая Казахстан и Узбекистан.
Project Kuiper делает ставку на B2B/B2G, создавая каналы продаж спутникового ресурса наземным и спутниковым операторам по всему миру.
Российский рынок спутникового ШПД не превышает 160 тысяч VSAT-станций.
Для того чтобы окупить проект, российскому оператору необходимо не только распределить финансовые риски с государством, в том числе на принципах государственно-частного партнёрства, но и выйти на мировой рынок.
Кроме того, нужно быть готовым к ценовой конкуренции в B2C и активной работе в отраслевых сегментах B2B.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал