Внедрение

«Аэрофлот» выступает против обязательного внедрения ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», считая её дорогостоящей и труднореализуемой технологически

1 Октября 2025

Инициатива Минтранса по обязательной идентификации дронов и пилотируемых воздушных судов (ВС) массой от 495 кг с помощью системы «ЭРА-ГЛОНАСС» вызвала обеспокоенность среди крупных авиакомпаний. «Аэрофлот» обратился к регулятору с просьбой сделать это требование опциональным. Компания указала, что для магистральных самолётов выполнение данного требования обойдётся в сумму не менее $2 млн за один лайнер и займёт несколько лет.

Минтранс подчёркивает, что новое регулирование не затрагивает крупную технику. Однако в отрасли настаивают на чётком разграничении требований для разных категорий самолётов, чтобы избежать проблем в будущем.

Как пишет газета «Коммерсантъ», авиакомпании считают необходимым установить чёткую градацию требований для самолётов различных категорий. В частности, «Аэрофлот» указал на необходимость разграничения типов самолётов, которые будут подпадать под новые поправки.

Требования к оснащению ВС оборудованием для связи, навигации и наблюдения вступили в силу в ноябре 2024 года. В 2025 году Минтранс разработал проект постановления, согласно которому с 1 марта 2026 года гражданские беспилотники должны будут передавать информацию о своих полётах в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в реальном времени. Для этого система интегрирована с планами полётов Росавиации и коммерческими платформами.

Проект постановления также предусматривает, что пилотируемые воздушные суда с максимальной взлётной массой более 495 кг должны быть оснащены оборудованием для передачи информации о своём опознавательном индексе, категории, высоте полёта и координатах. Это оборудование должно передавать данные непосредственно от ВС или через информационные системы владельцев ВС через систему «ЭРА-ГЛОНАСС».

В первоначальной версии постановления был отдельно упомянут пункт о самолётах с максимальной взлётной массой от 15 тыс. кг. Однако в проекте поправок, касающихся интеграции ВС с «ЭРА-ГЛОНАСС», никаких уточнений для этой категории техники не сделано.

Для сравнения, максимальная взлётная масса самолёта SSJ-100 составляет от 45,9 тыс. кг. «Аэрофлот» считает, что требование о передаче данных в «ЭРА-ГЛОНАСС» применимо и к их парку самолётов.

В отзыве юридического департамента авиакомпании указано, что реализация этого требования на их лайнерах будет затруднительной. Финансовые издержки оцениваются экспертами в $2 млн на один самолёт, а сроки реализации решения — от трёх лет. В связи с этим «Аэрофлот» предложил сделать передачу данных в «ЭРА-ГЛОНАСС» обязательной только при наличии технической возможности.

В Smartavia поддержали предложение «Аэрофлота», отметив, что технически реализация таких требований невозможна. Представители пяти других авиакомпаний сообщили о планах обратиться в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) для уточнения требований Минтранса.

Основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков считает, что в документе должна быть чётко установлена градация требований для самолётов различных категорий. Он также отметил, что для ВС массой от 450 кг должны быть установлены предельные значения.

Директор компании «RuDrones. Беспилотные технологии» Дмитрий Дацыков пояснил, что самолёты получают координаты через навигационные космические аппараты ГЛОНАСС, GPS, а также подобные китайскую и европейскую системы. Координаты, скорость, курс и другие данные с самолёта автоматически передаются через системы ADS-B. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» получает эту информацию через GSM-модемы. Однако возникают сложности, так как GSM-трекеры не работают на высоте 11 тыс. метров, а антенны вышек сотовой связи применимы только до высоты 150 метров.

Минтранс заявил, что изменения не касаются «Аэрофлота» и других авиакомпаний, а также не предполагают дооснащения ВС массой более 15 тыс. кг новым оборудованием и подключением к системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Представитель акционерного общества «ГЛОНАСС» (оператор ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС») отметил, что планируемые изменения направлены на создание единой системы идентификации гражданских беспилотных воздушных судов.

Источник в АЭВТ подчеркнул, что проект требует корректировки для однозначного понимания всеми участниками отрасли. Важно установить чёткие требования к пилотируемой авиации, чтобы избежать проблем в будущем.

 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~nzFuW
25.09.2025
Новое китайское исследование в области оборонной промышленности показывало, что искусственный интеллект (ИИ) вскоре может существенно затруднить — или даже сделать практически невозможным — выживание подводных лодок в будущих морских конфликтах.
25.09.2025
«Аэронекст» проанализировал идею Минтранса о внедрении системы спутникового слежения от АО «ГЛОНАСС» для идентификации беспилотных воздушных судов (БВС) и пришёл к выводу, что это предложение не обеспечивает необходимую безопасность и может привести к финансовым потерям для отрасли.
24.09.2025
Ранее телеграм-канал «Воздушное законодательство» сообщал о негативной реакции председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко на действия Минтранса по внесению изменений в Воздушный кодекс. Теперь ведомство обратилось к законопроекту, предложенному сенаторами Совета Федерации.
15.09.2025
В то время как развитие коммерческой аэрокосмической промышленности Китая находится в самом разгаре, рынок талантов незаметно завершил цикл итераций и перестановок.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.