В ХМАО космос и беспилотье совместно мониторят нефтегазовую инфраструктуру
На Международном форуме беспилотных систем-2025, в рамках сессии «Построение новой архитектуры неба: перспективные космические услуги и сервисы», Евгений Чепель, генеральный директор ООО «Оператор инфраструктуры БАС» ответил на вопросы спикера:
- Хотелось бы вернуться от космоса к беспилотью. Какие есть возможности, меры поддержки организаций, которые способствуют развитию беспилотья в регионах. Вы как раз можете поделиться своим опытом и, может, привлечь кого-то из новых игроков.
Е. Чепель: Я хотел бы начать со статистики. В Ханты-Мансийском автономном округе, в Югре за 2024 год было осуществлено порядка 17 тысяч полётов, в этом году – в первом полугодии – почти на 30% больше, чем в прошлом году. Это, безусловно, связано с тем, что в Югре добывается более 60% российской нефти, а основным заказчиком услуг БАС в настоящее время является нефтегазовый комплекс, который мониторит свои линейные объекты и трубопроводы. И мы понимаем, что, так или иначе, эта услуга будет развиваться и будет востребована, потому что инфраструктура сформирована в период освоения Севера, она имеет тенденцию к старению, больше возможных прорывов, а инвестиционные программы, особенно в последнее время, крупных компаний сокращаются, поэтому больший акцент делается на мониторинг таких трубопроводов.
Мы созданы правительством Югры через дочернюю некоммерческую организацию «Беспилотные системы Югры», и наша основная задача – создание инфраструктуры управления БАС. Это некий прототип каналов управления и контроля – то, что предусмотрено Воздушным кодексом РФ, и основное – это канал передачи данных, прежде всего – видеокартинки в режиме реального времени.
Кроме того, на территории Югры реализуется экспериментально-правовой режим в области беспилотной логистики, и в этом году он был продлён ещё на три года. В этом году на территории пройдёт технологический конкурс Фонда научно-технологических инициатив «Аэрологистика 2.0», на сегодняшний день уже более 15 участников заявились на этот конкурс с предквалификацией в Москве и в дальнейшем – на территории Югры. Один из сценариев – это работа в пользу одного из крупнейших заказчиков нефтегазового комплекса по перевозке грузов. В этом году будет этап до 5 килограммов, а в следующем – планируется уже межрегиональный маршрут с нашими коллегами с Ямало-Ненецкого автономного округа.
На сегодняшний момент мы сделали проект, разработали документацию, сейчас ведутся пуско-наладочные работы по монтажу приёмо-передающих устройств на антенно-мачтовых сооружениях. Если говорить в целом о пилотной зоне, то это покрытие – около 15 тысяч квадратных километров на территории двух районов нашего региона: Ханты-Мансийского и Кандинского. Здесь, с одной стороны, не очень активное воздушное движение, а для нас вопрос единого воздушного пространства и взаимодействия беспилотной и пилотируемой авиации для нас является очень актуальным – закрыть режим для беспилотников иногда бывает достаточно проблематично. Нужно встраиваться в режим пилотируемой авиации.
Что должна позволять система – я уже сказал: это линии управления и контроля и передачи данных; кроме того, это позволяет быть осведомлённым по единому воздушному пространству. Кроме того – и это очень важный фактор – в рамках Федерального проекта «Инфраструктура, безопасность и сертификация» федеральным правительством и Росавиацией у нас согласовано семь зон многопозиционной системы наблюдения (МПСН). В этом году коллеги должны завершить проектирование, и будет семь таких зон, которые охватывают основные маршруты по беспилотной авиации на территории ХМАО. Соответственно, региональная инфраструктура плюс МПСН позволят в будущем более активно использовать и беспилотники, и понимать, что находится в данной конкретной ситуации.
Ещё хотелось бы сказать, что, когда разрабатывалась концепция, принятая правительством автономного округа, мы исходили из того, что как раз такие системы и космическая связь должны давать экономический эффект. По нашему представлению, экономический эффект таков, что при наличии обязанности у подрядчиков обеспечивать постоянный видеопоток, нужно использовать либо большее количество экипажей, переезжая с места на место, либо, соответственно, запускать дополнительные БВС для трансляции сигнала. По факту сейчас задействовано больше экипажей, соответственно, через использование инфраструктуры и через систему связи мы данный фактор можем существенно улучшить.
В этом году мы планируем реализовать проект по пилотной зоне, дальше – отработать бизнес-модель и уже по результатам реализации первого, пилотного, этапа принимать решение о масштабировании в дальнейшем.
Мы в ХМАО тоже берём на тестирование модемы «Гонца» и как раз при мониторинге лесопожарной обстановки планируем использовать как наземную инфраструктуру связи, так и космическую. Мы верим в то, что путь таков, что ни одна система не будет функционировать раздельно, и будущее – за гибридными сетями связи, как космическими, так и наземными.