Старый космос «не тянет». Что идёт ему на смену?
Десять лет назад генеральный директор Phantom Space Corporation Джим Кантрелл написал статью о появлении так называемой «новой космической» индустрии и о том, как растущее число стартапов бросит вызов существующему положению дел в космосе.
Анализируя прошедшее десятилетие, можно сказать, что разгон и впрямь ошеломляет. В 2015 отраслью управляли всего 324 «человека-ракушки», узкий круг инсайдеров, которые перерабатывали идеи и контракты. Сейчас численность рабочей силы резко возросла, и занятость в космическом секторе растёт быстрее, чем в среднем по частному сектору США. Инвестиции достигли рекордного уровня: в 2024 году они составили $9,1 млрд по всему миру, переместившись на более поздние стадии развития, и стабильно продолжались в 2025 году, превысив $1,6 млрд только за первый квартал, благодаря спутниковым сетям и производству в космосе. Старый космос не исчез, он адаптирован.
Космический консультант и руководитель проекта Уолк Фалконер выступил с призывом к постоянному, серьёзному и целенаправленному руководству НАСА, чтобы США не уступили Китаю права на исследование Луны, лидерство и землю. Он предложил конкретные рекомендации для этой руководящей команды, призвав их не обращать внимания на отвлекающие факторы, такие как ненужные любимые проекты и «бюрократические узлы, которые душат динамику».
По его словам, Программа «Аполлон» увенчалась успехом не потому, что это было легко, а потому, что это было срочно. Спутник и геополитические ставки холодной войны разожгли огонь как в НАСА, так и в Белом доме. Сегодняшние ставки не менее реальны: страна, которая обеспечит устойчивое присутствие человека на Луне, будет определять правила, устанавливать стандарты и пользоваться престижем авангарда в исследовании дальнего космоса.
Любая компания, инвестирующая время, деньги и технологии в добычу ресурсов на Луне или любом другом небесном теле, будет крайне слабо защищена международными договорами, регулирующими космос сегодня.
Понимают ли космические туристы — независимо от того, совершают ли они суборбитальные полеты в условиях микрогравитации или оплачивают проезд на Международную космическую станцию — все риски, связанные с их путешествием? И, если говорить более кратко, предупреждают ли их должным образом FAA и организации, осуществляющие запуски? Дана Энн Лукас, юрист, специализирующаяся на новых технологиях, корпоративном праве и законодательстве в области ИИ, написала статью, в которой высказала свое мнение, опровергающее это утверждение. Текущее раскрытие информации о рисках слишком узко сосредоточено на «известных» рисках и непосредственности самого полёта, а не на долгосрочных осложнениях для здоровья, и что в индустрии космического туризма существует противоречивое раскрытие информации и отказ от ответственности.
Выбор очевиден: FAA должно усилить требования к информированному согласию уже сейчас путём продуманных реформ, иначе отрасль будет ждать предотвратимых трагедий, чтобы ввести более строгие обязательства. FAA должно определить существенные риски, расширить сроки раскрытия информации за пределы непосредственных этапов полета и потребовать чёткого признания экспериментального характера отрасли.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников