Компании

Россия выходит в лидеры по созданию НАП геодезического класса

9 Января 2018

О результатах работы аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей (НАП) в 2017 году и планах на 2018 год, создании приемника нового поколения, внедрении спутниковой навигации в робототехнике, а также международном сотрудничестве журналу «Вестник ГЛОНАСС» рассказал начальник аппарата Алексей Муравьев.

- Какие вопросы решались аппаратом главного конструктора НАП по международной линии?

- Мы в этом году, наконец, закончили работу по созданию первого операционного стандарта на навигационные приемники системы ГЛОНАСС. Эту работу мы проводили, естественно, не в одиночку, а совместно с нашими коллегами по отрасли. Стандарт – первая ласточка. Сейчас по образу и подобию мы готовим комплект таких документов, например, начинаем работу по созданию аналогичного операционного стандарта для EUROCAE. Кроме того, стоит задача распространения указанного первого стандарта на двух- и трехдиапазонные приемники.

В комитете по ГНСС при ООН в этом году мы принимали участие в обсуждениях проектов высокоточной навигации, проводимых в рамках интернациональной сети International Global Service (IGS). В итоге этой работы мы должны получить новый методический аппарат, который повысит эффективность сети станций и их точность. Мы, безусловно, должны участвовать в этой программе в основном силами Информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения.

Важное значение имеет активно продолжающееся обсуждение предложений о создании единой шкалы времени для всех ГНСС.

На заседании в Киото мы инициировали еще одну тематику. В рамках работ по текущей ФЦП «ГЛОНАСС» разработано изделие «Кристалл-ВТ». Это новый геодезический приемник на современной электронно-компонентной базе. По результатам тестов показано, что с ним мы вышли на уровень лучших зарубежных аналогов НАП. Приемником достигнута среднеквадратическая погрешность местоопределения в автономном режиме, то есть по одному измерению, по реальным сигналам четырех ГНСС, без помощи каких-либо дополнений, порядка 0,4 метра. С учетом того, что в аналогичных условиях, только при работе с одной GPS, американскими специалистами анонсирована в этом году среднеквадратичная погрешность в пределах 0,3…0.7 метра, можно говорить о соизмеримых результатах. В то же время, наш приемник при работе только по ГЛОНАСС дает среднеквадратичную погрешность в 3,4 метра, но это вопрос не к нему, а к системе в целом. Таким образом, мы делаем вывод, что качество нашей НАП не уступает лучшим зарубежным образцам и при условии достижения ГЛОНАСС соответствующих характеристик космического комплекса, потребителям отечественной системы будет обеспечен уровень навигационного обеспечения, паритетный с ГНСС GPS и Galileo.

Кроме того, провайдеры всех четырех ГНСС ставят задачу по достижению к 2030 году характеристик примерно 0,5 метра предельной погрешности по уровню вероятности 95% (двукратная среднеквадратичная погрешность). В космическом сегменте ГЛОНАСС сейчас сложный период замены космических аппаратов на новое поколение, у которого более стабильные бортовые стандарты частоты. Целесообразно предложить формирование специальной программы экспериментальных исследований с целью имитации планируемых состояний орбитальной группировки и определения работы НАП в различных условиях.

Перед вводом новых сигналов мы предлагаем промоделировать, какая ситуация возникнет. Ведь у нас теперь есть высококлассная навигационная аппаратура, которая может использоваться в качестве тестового приемника. Таким образом, мы можем сымитировать ситуацию и сказать, что у нас произойдет, когда мы будем вводить новые сигналы ГЛОНАСС, GPS, Galileo и BeiDou. Мы предлагаем решить такую задачу не только у нас, но и за рубежом. Чтобы в нем приняли участие все провайдеры ГНСС. Оборудование и НАП пусть используют свои, но методический аппарат должен быть общим. Таким образом, мы повысим надежность навигационного обеспечения, в том числе, защитив его и от некорректных действий, которые могут возникнуть в будущем.

По сути, мы получаем в руки аппарат для оценки взаимодополняемости. Так будет оценена не только общая точность определения координат, но и системные показатели, которые бы зависели от многих параметров ГНСС и позволяли бы оценивать вклад отдельных ГНСС в общую работу.

Соответствующее предложение было сделано в нашем докладе на заседании секции рабочей группы Комитета ООН по ГНСС в Киото. Руководством нашей рабочей группы нам дано поручение представить более углубленный доклад с конкретными предложениями по организации проекта на следующем заседании, которое пройдет через полгода.

Кроме этого, активно развивается российско-китайское сотрудничество. В этом году прошел эксперимент «Шелковый путь» по навигационному обеспечению пути из Китая в Европу через Россию. В рамках проекта было проведено тестирование различной НАП. По итогам тестирования видно, что российские приемники, например, NV-08, показали себя хорошо и работают не хуже зарубежной НАП. Рассчитываем, что эксперимент позволит выработать единые технические требования к аппаратуре, которой будет оснащаться транспорт, идущий по «Шелковому пути». Причем, итогом работы должен стать не только список аппаратуры, которую можно ставить на фуры, но и предложения и конкретные решения по созданию системы навигационного обеспечения транспорта с помощью функциональных дополнений на всем протяжении российского отрезка «Шелкового пути». Двухстороннее сотрудничество развивается также в сфере высокоточной навигации. Для всего этого нужна система стандартов, решение о создании которой мы с китайской стороной приняли в уходящем году.

Самые актуальные новости ГЛОНАСС и самые интересные материалы о других навигационных спутниковых системах  GPS, Galileo, BeiDou, а также вопросы законодательства, обеспечения сопровождения ЧМ-2018 по футболу, освещение новых технологий, компаний и людей, работающих в области навигационных технологий.

Полная версия статьи будет доступна по подписке.

Источник: АО «КБ НАВИС»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~5giVF
06.05.2024
Российская компания «Спутникс» планирует до 2027 года вывести на орбиту группировку из 204 космических аппаратов. Коммерческие спутниковые данные могут покрывать большую часть потребностей рынка, об этом говорится в презентации компании.
18.04.2024
Специалисты ОА «Решетнёв» создают новую технологию системы терморегулирования для отечественных спутников, которая позволит увеличить полезную нагрузку на аппаратах. Об этом говорится в корпоративном издании предприятия.
16.04.2024
В России завершили разработку технического проекта по космическому комплексу спутниковой системы связи «Экспресс-РВ», в том числе наземной инфраструктуры. Сегодня специалисты занимаются созданием центра спутниковой связи и абонентской аппаратуры, сообщили в ОА «Решетнев».
21.03.2024
В Москве прошло открытие нового технологического пространства «Точка кипения». Площадка создана по инициативе АНО «Платформа НТИ», Фонда поддержки проектов НТИ, «Университет 2035», а также АСИ для компаний и организаций, развивающих беспилотные авиационные технологии и системы.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.