Россия выходит в лидеры по созданию НАП геодезического класса
О результатах работы аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей (НАП) в 2017 году и планах на 2018 год, создании приемника нового поколения, внедрении спутниковой навигации в робототехнике, а также международном сотрудничестве журналу «Вестник ГЛОНАСС» рассказал начальник аппарата Алексей Муравьев.
- Какие вопросы решались аппаратом главного конструктора НАП по международной линии?
- Мы в этом году, наконец, закончили работу по созданию первого операционного стандарта на навигационные приемники системы ГЛОНАСС. Эту работу мы проводили, естественно, не в одиночку, а совместно с нашими коллегами по отрасли. Стандарт – первая ласточка. Сейчас по образу и подобию мы готовим комплект таких документов, например, начинаем работу по созданию аналогичного операционного стандарта для EUROCAE. Кроме того, стоит задача распространения указанного первого стандарта на двух- и трехдиапазонные приемники.
В комитете по ГНСС при ООН в этом году мы принимали участие в обсуждениях проектов высокоточной навигации, проводимых в рамках интернациональной сети International Global Service (IGS). В итоге этой работы мы должны получить новый методический аппарат, который повысит эффективность сети станций и их точность. Мы, безусловно, должны участвовать в этой программе в основном силами Информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения.
Важное значение имеет активно продолжающееся обсуждение предложений о создании единой шкалы времени для всех ГНСС.
На заседании в Киото мы инициировали еще одну тематику. В рамках работ по текущей ФЦП «ГЛОНАСС» разработано изделие «Кристалл-ВТ». Это новый геодезический приемник на современной электронно-компонентной базе. По результатам тестов показано, что с ним мы вышли на уровень лучших зарубежных аналогов НАП. Приемником достигнута среднеквадратическая погрешность местоопределения в автономном режиме, то есть по одному измерению, по реальным сигналам четырех ГНСС, без помощи каких-либо дополнений, порядка 0,4 метра. С учетом того, что в аналогичных условиях, только при работе с одной GPS, американскими специалистами анонсирована в этом году среднеквадратичная погрешность в пределах 0,3…0.7 метра, можно говорить о соизмеримых результатах. В то же время, наш приемник при работе только по ГЛОНАСС дает среднеквадратичную погрешность в 3,4 метра, но это вопрос не к нему, а к системе в целом. Таким образом, мы делаем вывод, что качество нашей НАП не уступает лучшим зарубежным образцам и при условии достижения ГЛОНАСС соответствующих характеристик космического комплекса, потребителям отечественной системы будет обеспечен уровень навигационного обеспечения, паритетный с ГНСС GPS и Galileo.
Кроме того, провайдеры всех четырех ГНСС ставят задачу по достижению к 2030 году характеристик примерно 0,5 метра предельной погрешности по уровню вероятности 95% (двукратная среднеквадратичная погрешность). В космическом сегменте ГЛОНАСС сейчас сложный период замены космических аппаратов на новое поколение, у которого более стабильные бортовые стандарты частоты. Целесообразно предложить формирование специальной программы экспериментальных исследований с целью имитации планируемых состояний орбитальной группировки и определения работы НАП в различных условиях.
Перед вводом новых сигналов мы предлагаем промоделировать, какая ситуация возникнет. Ведь у нас теперь есть высококлассная навигационная аппаратура, которая может использоваться в качестве тестового приемника. Таким образом, мы можем сымитировать ситуацию и сказать, что у нас произойдет, когда мы будем вводить новые сигналы ГЛОНАСС, GPS, Galileo и BeiDou. Мы предлагаем решить такую задачу не только у нас, но и за рубежом. Чтобы в нем приняли участие все провайдеры ГНСС. Оборудование и НАП пусть используют свои, но методический аппарат должен быть общим. Таким образом, мы повысим надежность навигационного обеспечения, в том числе, защитив его и от некорректных действий, которые могут возникнуть в будущем.
По сути, мы получаем в руки аппарат для оценки взаимодополняемости. Так будет оценена не только общая точность определения координат, но и системные показатели, которые бы зависели от многих параметров ГНСС и позволяли бы оценивать вклад отдельных ГНСС в общую работу.
Соответствующее предложение было сделано в нашем докладе на заседании секции рабочей группы Комитета ООН по ГНСС в Киото. Руководством нашей рабочей группы нам дано поручение представить более углубленный доклад с конкретными предложениями по организации проекта на следующем заседании, которое пройдет через полгода.
Кроме этого, активно развивается российско-китайское сотрудничество. В этом году прошел эксперимент «Шелковый путь» по навигационному обеспечению пути из Китая в Европу через Россию. В рамках проекта было проведено тестирование различной НАП. По итогам тестирования видно, что российские приемники, например, NV-08, показали себя хорошо и работают не хуже зарубежной НАП. Рассчитываем, что эксперимент позволит выработать единые технические требования к аппаратуре, которой будет оснащаться транспорт, идущий по «Шелковому пути». Причем, итогом работы должен стать не только список аппаратуры, которую можно ставить на фуры, но и предложения и конкретные решения по созданию системы навигационного обеспечения транспорта с помощью функциональных дополнений на всем протяжении российского отрезка «Шелкового пути». Двухстороннее сотрудничество развивается также в сфере высокоточной навигации. Для всего этого нужна система стандартов, решение о создании которой мы с китайской стороной приняли в уходящем году.
Полная версия статьи будет доступна по подписке.