Производители БАС и РЭБ реагируют на запросы участников СВО
В России активно развивается производство беспилотных авиационных систем (БАС) и сопутствующего оборудования. Производители внимательно прислушиваются к запросам как гражданских, так и военных заказчиков.
В Санкт-Петербурге с 7 по 9 октября проходил всероссийский форум «Защита гражданских объектов от атак беспилотных систем и коммерческая эксплуатация БАС». Корреспондент портала Mashnews посетил это мероприятие и ознакомился с продукцией, предлагаемой производителями БАС и систем противодействия БАС. Производители активно поддерживают связь со своими клиентами и стремятся удовлетворить их потребности.
Одним из ключевых экспонатов выставки в рамках форума стали дроны-перехватчики «Архангел», представленные ООО «Архангел Щит». Ранее Mashnews сообщал о прогнозах экспертов, согласно которым интерес к этим устройствам может вырасти в 50 раз. На выставке Expo uav в июле дрон-перехватчик был использован для тестирования сетки против беспилотников.
Руководитель проекта «Архангел», Михаил Филиппов (позывной Архангел), пояснил, что беспилотник действует в тандеме с радиолокационной станцией (РЛС). РЛС обнаруживает цель, после чего перехватчик вылетает на перехват. Дальность поражения дрона составляет до 50 км, а его скорость — до 350 км/ч.
Стоимость дрона составляет 165 тысяч рублей, добавил Филиппов. В настоящее время проводятся многочисленные мероприятия по тестированию и улучшению перехватчика, включая боевые применения и выставочные демонстрации. Беспилотник ежедневно проходит проверку и доработку.
Компания «Инновационные лётные системы» из Новосибирска представила два квадрокоптера — КРАБ-10 и КРАБ-15. Это многофункциональные разведывательно-ударные дроны, отличающиеся повышенной устойчивостью к радиоэлектронной борьбе (РЭБ). Управление осуществляется одновременно в трёх субгигагерцовых частотных диапазонах с использованием специальной системы модуляции сигнала в условиях шумов. Видеосигнал передаётся в двух диапазонах частот, причём оператор может переключаться между ними прямо в полёте.
Меньший дрон способен перевозить груз до 3 кг, а больший — до 10 кг. На дронах установлены стабилизируемые подвесы с тепловизором и камерами с 16-кратным зумом. При полном подавлении сигнала дрон поднимается вверх, разворачивается на 180 градусов и возвращается в точку старта».
Цены на дроны остаются доступными: малый стоит 180 тысяч рублей, большой — 220 тысяч рублей, а наземная станция управления обойдётся примерно в 100 тысяч рублей.
Компания «Авиаспецдеталь» представила на форуме беспилотную авиационную систему (БАС) под названием «Листопад». Система оснащена электрическим двигателем и двумя аккумуляторами, сообщил представитель предприятия. Дальность полёта составляет 45 километров, а максимальная высота — 5 километров. Среди полезных нагрузок можно установить дневную гиростабилизированную камеру и ночную камеру. В крыле дрона имеется детектор дронов по частотам. Стартует «Листопад» с резинового амортизатора либо при помощи пневматической катапульты. В гражданских целях БАС тоже используют. В частности, на него можно установить фотоаппарат, газоанализатор и так далее. Могут его использовать и сотрудники МЧС для поиска людей. Стоимость составляет 5-6 млн рублей, в комплект входят пневматическая установка, два ноутбука, штатив с антенной и поворотной системой.
На форуме российский бренд GetPwr представил литий-полимерные и твердотельные аккумуляторы. Эра литий-полимерных аккумуляторов очень долго длилась (порядка шести-семи лет), но сейчас весь рынок переходит на новую линейку аккумуляторов — полутвердотельные аккумуляторы, пояснил он.
Самым удивительным экспонатом на выставке оказалась универсальная БАС платформа самолетного типа «Фиксик», собранная фактически в кустарных условиях. Задача состояла в том, чтобы сделать что-то максимально дешёвое, и чтобы это можно было производить практически в любой мастерской, объяснил её разработчик Эдуард Сергеев: «По сути, в моей мастерской кроме ручного оборудования почти ничего и нет. Двигатели, которые я использую в дроне, частенько на фронте встречаются как трофейные. Например, двигатель от украинского дрона “Баба-яга”».
У БАС платформы есть два варианта — одномоторный и двухмоторный. Крылья у дрона из пенопласта, обклеены по принципу папье-маше — из соображений удешевления и упрощения технологии производства. В самом маленьком варианте (без добавочных крыльев) с размахом два с половиной метра, без учета связи и аккумуляторов, БАС платформа стоит 65-70 тыс. рублей. В варианте «всё включено» она обойдется в 150-200 тыс. рублей (это двухмоторный вариант со связью и аккумуляторами).
Производитель сетей для противодействия дронам — компания «Системы механической защиты» (СМЗ) — в рамках форума испытает на аэродроме две новые сети. Первой станет защитно-маскировочная сеть «Дарвин ЗМ».
Компания Asel Labs отреагировала на просьбы бойцов в зоне СВО, и разработала автомобильный держатель для детекторов дронов своего производства. Держатель подходит для любого автомобиля, крепится на присоске на стекло и может принимать любое положение.
«У бойцов в зоне СВО была проблема: им приходилось самим из подручных средств делать какие-то крепления для детекторов. Теперь она решена. Данный держатель имеет подзарядку, детектор крепится не только механизмом держателя, но и на клипсу. Даже в том случае, если машина перевернется, детектор никуда не упадёт», — подчеркнул Майоров.
Липецкое НПО «Киловатт» представило багажный бокс для размещения на крыше автомобиля, который представляет собой известный купольный подавитель БАС К-12, но в другой вариации. Он предназначен в первую очередь для гражданских объектов.
