Перераспределение частот для управления БВС
Для низкоорбитальной спутниковой системы «Гонец» российской госкорпорации «Роскосмос» рассматривается возможность использования частотных диапазонов P (до 1 Гц) и S (2–4 ГГц) для управления беспилотным воздушным транспортом (БВС). Такое заявление сделал начальник управления реализации федеральных проектов и перспективных программ АО «Спутниковая система «Гонец» Аким Ивкин на форуме «Спектр-2025».
Ивкин отметил, что для управления БВС уже выделена полоса частот 5030–5091 МГц, но на данный момент нет соответствующей инфраструктуры. Поэтому предлагается рассмотреть использование уже существующих полос частот, включая P- и S-диапазоны, которые принадлежат «Роскосмосу».
Специалисты считают, что диапазон 5,030–5,091 ГГц сейчас фактически не имеет наземной инфраструктуры и не имеет перспектив стать частью космической системы связи из-за отсутствия развития.
Как сообщают «Ведомости», со слов Ивкина, «Гонец» уже обсуждал с Госкомиссией по радиочастотам (ГКРЧ) и Минцифрой результаты экспериментов по управлению дронами с помощью спутниковых каналов связи.
В апреле 2024 года ГКРЧ выделила «Гонцу» почти 55 МГц спектра в S-диапазоне для персональной спутниковой связи и передачи данных, используя низкоорбитальные космические аппараты «Гонец-М1». Компания получила полосы частот 1982,524–2007,476 МГц для связи Земля – космос и 2170,021–2199,980 МГц для связи космос – Земля. Эксперт Леонид Коник напомнил, что с 2013 года «Роскосмос» владеет несколькими частотными полосами в P-диапазоне, но их использование для управления дронами требует отдельного решения ГКРЧ.
Представитель Минцифры подтвердил, что для выделения новых полос радиочастот для управления беспилотниками потребуется отдельное решение ГКРЧ. ГКРЧ рассматривает все заявки в установленном порядке.
ГКРЧ выделяет частоты юридическим лицам или неопределённому кругу лиц для конкретных технологических целей. Для изменения цели использования частот, например, для управления БВС, требуется отдельное решение комиссии.
Система «Гонец» состоит из 18 космических аппаратов, предназначенных для пакетной передачи данных и коротких сообщений. По словам Ивкина, в 2025 году «Гонец» сосредоточился на направлении беспилотного транспорта. Канал спутниковой связи, организованный «Гонцом», предназначен для передачи результатов обработки информации в небольшом объёме, выдачи команд управления и внесения изменений в полётное задание, а не для ретрансляции потокового видео.
Ивкин также напомнил, что в этом году с космодрома «Восточный» были запущены два малых космических аппарата с полезной нагрузкой, работающей в P- и S-диапазонах. Проводятся эксперименты по испытанию каналов связи, и уже достигнуты результаты по передаче данных со скоростью до 1 Мбит/с.
На форуме «Архипелаг-2024» в августе 2024 года «Гонец» тестировал связь со спутника для управления БВС. Оператор смог внести изменения в полётное задание дрона, отправить команду для его остановки и возврата в исходную точку. В 2025 году «Гонец» поднял дрон на высоту 4 км и обеспечил связь на участке диаметром 340 км, что позволило управлять другим беспилотником, летящим на меньшей высоте, получать телеметрию и передавать сообщения на мобильный пункт управления.
Ивкин поделился планами по проекту, направленному на создание загоризонтного управления беспилотниками. Опорный дрон будет подниматься на высоту 10–12 км, обеспечивая зону покрытия диаметром несколько тысяч километров. Это позволит операторам управлять дронами в удалённых районах без наземной связи. Такие технологии могут быть использованы для дальних логистических маршрутов, систем оповещения, передачи сигналов при лесных пожарах и патрулирования протяжённой инфраструктуры.
Главный сценарий применения низкоорбитальных спутников для управления БВС — это обеспечение связи на больших расстояниях без использования сотовой связи. Это особенно актуально для труднодоступных регионов, где нет покрытия вышек связи. Среди таких задач можно выделить мониторинг лесных пожаров, ледовую разведку, поиск месторождений и мониторинг трубопроводов.
Генеральный директор ИНТЦ «Аэрокосмическая инновационная долина» Павел Новицкий отметил, что беспилотные системы сталкиваются с техническими ограничениями по дальности связи. Использование спутниковой группировки позволяет решить эту проблему. Дмитрий Курулюк, заместитель руководителя центра проектной деятельности Передовой инженерной школы МФТИ, указал, что с увеличением частоты сигнала его распространение на большие расстояния ухудшается из-за препятствий, таких как деревья, рельеф, здания и осадки.
Эксперт Сергей Алексеев, гендиректор и основатель компаний «Геофотоника», Voxtellar и СИКС, считает, что предложение «Гонца» о использовании частот P-диапазона для телеметрии является разумным с технической точки зрения. Диапазон S, с его большой пропускной способностью, пока остаётся целью развития инфраструктуры на перспективу.
