Компании

Навигационный алгоритм превращает дроны в акробатов

25 Июня 2020
Навигационный алгоритм превращает дроны в акробатов

Швейцарские учёные из Цюрихского Университета (UZH) разработали четырёхвинтовой вертолёт, или квадрокоптер, который способен самостоятельно научиться выполнять акробатические манёвры, которые бросят вызов даже человеку-оператору.

Беспилотник, разработанный совместно с технологическим гигантом Intel, использует навигационный алгоритм, позволяющий ему автономно выполнять трюки, используя измерения бортовых датчиков.

При демонстрации машина закладывала петли с ускорением, бочки и сложные сальто, во время которых беспилотник подвергался высокой тяге и экстремальному угловому ускорению.

Навигационный алгоритм, разработанный в Цюрихском университете, позволяет беспилотникам изучать сложные акробатические маневры. Автономные квадрокоптеры могут быть обучены с помощью моделирования для увеличения их скорости, маневренности и эффективности, что будет приносить пользу поисково-спасательным операциям.

Коммерческие беспилотники, занимающиеся доставкой, способные на быстрые трюки, смогут быстрее добираться до места назначения, избегая потенциальных препятствий.

«Эта навигация – ещё один шаг к интеграции автономных беспилотных летательных аппаратов в нашу повседневную жизнь, – сказал Давиде Скарамуцца, профессор робототехники в Цюрихском университете. – Наш алгоритм учит технику выполнять акробатические маневры, которые бросают вызов даже лучшим пилотам-людям».

С самого зарождения авиации пилоты делали акробатические манёвры, чтобы проверить пределы возможностей своих самолётов, и то же самое касается теперь беспилотных летательных аппаратов.

Однако выполнение акробатических манёвров с квадрокоптерами чрезвычайно сложно, и пилотам дронов требуется много лет практики, чтобы делать это безопасно, не нанося вреда оборудованию, себе или другим людям.

Жёсткие требования быстрого и точного управления на высоких скоростях затрудняют настройку контроллеров, так как даже крошечные ошибки могут привести к «катастрофическим результатам».

Исследовательская группа утверждает, что они преодолели эти риски, позволив дронам проводить свои собственные учебные процедуры. В основе обучающего алгоритма лежит искусственная нейронная сеть, которая объединяет входные данные от бортовой камеры и датчиков и преобразует эту информацию непосредственно в команды управления.

Нейронная сеть обучается с помощью имитационных вариантов акробатических маневров, что исключает необходимость дорогостоящих демонстраций пилотом-человеком и риск повреждения квадрокоптера. Достаточно всего нескольких часов имитационной подготовки, и квадрокоптер готов к использованию, не требуя дополнительной доводки данных.

Алгоритм использует абстрагирование сенсорного ввода от моделирования и переносит его в физический мир. Этот подход может быть использован для большого количества разнообразных манёвров, в том числе таких, которые выполняются только самыми лучшими пилотами-людьми, утверждают члены команды.

Учёные утверждают, что их подход впервые позволяет автономному летательному аппарату выполнять широкий спектр акробатических манёвров, которые очень сложны даже для опытных пилотов-людей. Тем не менее исследователи признают, что пилоты-люди всё же пока ещё лучше, чем автономные беспилотники.

«Пилоты-люди могут быстро реагировать на неожиданные ситуации и изменения в окружающей обстановке, и быстрее приспосабливаются», – сказал Скарамуцца.

Но дроны, используемые для поисково-спасательных операций или для доставки грузов, выигрывают от того, что могут быстро и эффективно преодолевать большие расстояния. Поэтому акробатические маневры могли бы помочь быстрому изменению направления, чтобы вернуться на базу или при изменении маршрута.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~pTj6R
25.12.2024
В случае экстренной необходимости обновления спутниковой группировки ГЛОНАСС к старту могут быть быстро подготовлены четыре космических аппарата, хранящиеся на Земле. Об этом заявил глава госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов.
24.12.2024
Россия активно наращивает орбитальную группировку и по итогам 2024 года находится на третьем месте в мире по динамике запуска спутников, заявил глава госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов.
23.12.2024
Государственная транспортная лизинговая компания и частный производитель космических аппаратов «СПУТНИКС» подписали договор на поставку трех спутников дистанционного зондирования Земли «Зоркий-2М», сообщили в ГТЛК.
20.12.2024
Специалисты АО «Решетнёв» разработали новые унифицированные платформы для космических аппаратов, чтобы обеспечить их конвейерное производство, сообщает предприятия.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.