Китайские «круги спуфинга» могут прятать иранские поставки нефти
По данным некоммерческой экологической группы Skytruth, в 20 местах вдоль китайского побережья были обнаружены «круги ГНСС-спуфинга». (Спуфинг – это «умная» форма интерференции, которая заставляет приёмник полагать, что он находится в ложном месте). Из отмеченных объектов 16 оказались нефтяными терминалами; остальные – коммерческими и правительственными конторами.
Предполагаемый ГНСС-спуфинг в Шанхае, который повлиял на сообщения о местоположении кораблей, фитнес-трекеров и других устройств с поддержкой ГНСС, в форме кругов на некотором расстоянии от берега, впервые был замечен некоммерческой организацией C4ADS. С сообщением об этих явлениях на конференции Института навигации в сентябре выступил профессор Тодд Хамфриз. В ноябре статью об этом опубликовал журнал MIT Technology Review.
Это привлекло внимание аналитика из экологической НКО. Изучая набор данных судовой AIS (автоматическая идентификационная система), Бьорн Бергман обнаружил по меньшей мере 20 объектов вблизи китайского побережья, где в последние два года имели место аналогичные подмены, из которых (объектов) 16 были нефтяными терминалами.
Чаще всего данные инциденты, по мнению наблюдателей, происходили в порту Далянь на севере Китая, недалеко от границы с Северной Кореей. Основываясь на датах инцидентов, введении санкций на покупку иранской нефти Соединенными Штатами и наблюдениях других стран в отношении иранской нефти, получаемой Китаем, Бергман предположил, что весь этот спуфинг предназначен для сокрытия тайных сделок.
Из четырёх объектов, не связанных с нефтяными терминалами, три представляли собой правительственные учреждения, а один – штаб-квартиру Цинцзяньской промышленной группы, огромного инженерно-строительного конгломерата. Эти нечастые и нерегулярные события могут быть связаны с посещениями указанных контор важными государственными чиновниками.
Бергман предположил, что само устройство расположено в центре каждого из колец, образованных ложными GPS-сообщениями. Он также отметил, что не все ГНСС-приёмники, оказавшиеся в зоне воздействия, подверглись спуфингу. Эти круги, как правило, имеют диаметр около 200 метров. Ложные местоположения судов вращаются по кругу против часовой стрелки со скоростью 21-31 узел, а некоторые приёмники показывают локации за пределами кругов.
Массовый ГНСС-спуфинг довольно легко обнаруживается и анализируется в прибрежных районах из-за наличия больших наборов данных от передач AIS. (AIS – это морская система безопасности, которая использует ГНСС для информации о местоположении и движении судов. Эти данные передаются другим судам и береговым станциям для предотвращения столкновений и улучшения управления движением).
Первые эксперименты с получением сигналов AIS со спутника проводила Береговая охрана США в 2008 году. С тех пор многие правительства и коммерческие организации создали свои службы обработки данных AIS, использующие как космические, так и наземные приёмники.
Вполне вероятно, что подобные сбои имеют место и в других местах. Их обнаружение затрудняет отсутствие легкодоступных данных из неморских районов.
Те, кто столкнулся с описанной проблемой, не сильно рвутся оповещать власти о том, что произошло. Навигационный центр Береговой охраны США получил только один официальный отчёт о проблеме с ГНСС. Тем не менее, эксперты-экологи полагают, что спуфингу подверглись многие суда.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam