Г.Бабинцев: От беспилотников зависит будущее нашей страны
О противоречиях между законами и физикой спорили на сессии «Обеспечение безопасности, как ключевой фактор развития» в Казани на #ДронЭкспо.
Чтобы обеспечить безопасность, «подружив» всех находящихся в воздушном пространстве, мы должны прийти к автоматическому предотвращению конфликтов беспилотных и пилотируемых воздушных судов. Гендиректор «Аэронекст» Глеб Бабинцев напомнил, что «связь — это не стальной трос» и её можно перерезать.
«Сегодня беспилотники внедрены в огромное количество сфер экономической деятельности, – сказал Бабинцев. – От них зависит будущее нашей страны в полной мере. Как страна, мы находимся в хорошей фазе технологического развития. Наш рынок в целом растёт с темпом 25% в год.
Основные проблемы: защита территории от умышленных атак с воздуха; возможность безопасных совместных полётов беспилотных и пилотируемых воздушных судов; безопасность геопространственных данных. Когда эти вопросы будут решены, наш рынок одномоментно взлетит раз в 10-15.
В нашей стране впервые в мире появился новый класс воздушного пространства H («эйч»), предназначенный для полётов беспилотных воздушных судов. Практики применения этого класса пока не было. Мы с нетерпением ждём, когда первые компании начнут открывать в этом классе маршруты. Мы воспринимаем класс Н как временный переходный период к бесшовному воздушному пространству, когда можно будет без переоборудования, без дополнительных процедур летать и беспилотным, и пилотируемым судам во всём объёме.
Сегодня регионы решением губернаторов или оперштабов устанавливают региональные запреты, и этот же регион может принять решение либо о полном снятии запрета, либо создать механизм, с помощью которого компаниям в ускоренном порядке позволяют летать. Наша задача – обсудить взгляды на то, как формируются факторы опасности и риска, какими мерами эти риски можно парировать, чтобы и врага вовремя выявить, и гражданские полёты в мирных целях тоже не блокировать.
Другой вопрос – правовые режимы. Регулирование всегда будет отставать от темпа развития технологий. Всегда будут появляться новые сервисы, которые мы будем готовы оказывать и которые будут экономически эффективны, но они будут невозможны, потому что регулирование будет отставать. Как сделать так, чтобы в регионе на конкретных площадках и маршрутах можно будет летать, не ожидая долгих разрешений, об этом мы здесь поговорим.
Несмотря на то, что сегодня все системообразующие крупнейшие предприятия уже «потрогали» эту технологию, они знают её экономическую эффективность, операционные возможности, мы тем не менее видим, что предприятия не применяют у себя беспилотники. Они не понимают, как перестроить свои биз-процессы на новый инструмент, боятся, что какие-нибудь новые запреты, новые ограничения выбьют у них из рук этот инструмент.
Отключение мобильного интернета в целях защиты от воздушных атак неэффективно, так как беспилотники адаптируются к условиям. Даже при отключении базовых станций беспилотники могут ориентироваться по сигналам банкоматов и промышленных датчиков. Техническое зрение развивается очень активно».