Беспилотные авиационные системы больше не в цене
Опрос предприятий показал снижение выручки от реализации продукции в среднем на 10%, от реализации услуг – на 20% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года.
В июне текущего года Аэронекст провёл опрос предприятий индустрии БАС для сбора статистических данных по результатам рыночной деятельности в первой половине 2025 года. Более 15 предприятий предоставили информацию, позволяющую в среднем оценить текущие результаты деятельности отрасли. Для верификации полученных результатов 14 июля при поддержке Фонда НТИ была собрана экспертная сессия «Обсуждение текущего состояния рынка и индустрии БАС за первое полугодие 2025 года».
Участники отметили, что это первое серьёзное снижение рынка за прошедшие 8 лет. Предыдущее снижение отмечалось в 2017 году и составило порядка 35% от уровня 2016 года.
По данным публикации в АЭРОНЕКСТ, анализ показывает – рынок услуг в среднем снизился на 20% и за 6 месяцев составил порядка 3,5 миллиардов рублей.
При этом по динамика неравномерна по отдельным видам работ. Так, наибольшее снижение наблюдается в направлении всех видов аэросъёмочных работ на объектах линейного и площадного мониторинга.
Основная причина – неконтролируемое применение средств РЭБ, что влияет не столько на навигационную устойчивость воздушного судна, сколько на невозможность точной геопривязки оборудования, используемого для аэросъёмки или воздушного лазерного сканирования.
Вторая по популярности причина – пропадание долгосрочных контрактов из-за запретов на полёты в регионах.
Отдельные крупные компании стараются сохранить прежние объемы, другие такие же крупные игроки теряют 50-70% контрактов от аналогичного периода 2024 года.
Рост до 40% относительно прошлого года показывает только геологоразведка, для которой выполняются магнитометрические измерения на малой высоте.
Особенность состоит именно в том, что для данной работы достаточная точность геопривязки обеспечивается даже в условиях нарушения целостности навигационного поля.
Снижение также затронуло и производство гражданских БАС. При этом такой рост отмечают далеко не все участники рынка. Лишь единицы предприятий, включенные в ГГЗ, фиксируют поступление средств в объеме +50 +70%, что объясняется переносом средств государственного гражданского заказа (ГГЗ) с 2024 на 2025 год.
Но на фоне снижения выручки других предприятий общий результат по индустрии отрицателен в сравнении с 2024 годом. На второе полугодие компании перспектив роста выручки от производства БАС также не видят, ожидают по году в целом снижение выручки на 30% и более. По итогам первого полугодия совокупная оценка выручки от реализации БАС исключительно гражданского применения составляет не более 5 миллиардов рублей.
Ещё одну проблему рынка БАС назвали участники Всероссийского форума «Беспилотная эволюция – 2025», прошедшего в Калуге 24-25 июля.
Эксплуатанты отмечают, что участились случаи участия в электронных конкурсах на заключение государственных контрактов по 44-ФЗ неизвестных компаний, выигрывающих такие конкурсы за счёт предложения необоснованно низких цен.
У такого демпинга есть очень небольшое число объяснений, из которых, если исключить наличие финансовой возможности за счёт поставок техники в адрес оборонных структур, остаётся лишь недобросовестная конкуренция за счёт снижения качества и безопасности выполняемых работ.
Рынок знает примеры банкротств таких горе-подрядчиков или попыток «продать» добросовестному рынку за копейки выигранный объем работ. Во всех случаях это ломает лояльность заказчиков к новым технологиям, снижает качество и объем рынка.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников