Компании

Беспилотники: в поисках баланса между безопасностью и эффективностью

23 Июля 2025

В Министерство транспорта Российской Федерации были направлены предложения по устранению препятствий для применения беспилотных авиационных систем (БАС) в сельском хозяйстве.

В официальном письме от Ассоциации « Аэронекст» были представлены аргументированные предложения по упрощению регистрации беспилотных воздушных судов, сертификации операторов, подготовке специалистов, допуску к эксплуатации, а также по облегчению порядка использования воздушного пространства на высоте до 10 метров и порядка проведения контрольных проверок.

Минтранс направил запрос в Ассоциацию с просьбой предоставить предложения по устранению избыточного регулирования использования БАС в целях развития сельского хозяйства.

В ответ на запрос Ассоциация представила перечень предложений, который был подробно обсуждён с представителями фермерских хозяйств и крупных агропромышленных компаний 4 июля на крупнейшей выставке «Всероссийский день поля 2025».

Реализация предложенных мер создаст условия для устранения избыточных ограничений и расширения безопасного и эффективного применения отечественных БАС в агропромышленном комплексе.

В документе содержатся предложения по следующим аспектам:

·      подготовка внешних пилотов и специалистов по техническому обслуживанию беспилотных воздушных судов;

·      допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к деятельности;

·      государственная регистрация беспилотных воздушных судов для сельскохозяйственных целей;

·      допуск беспилотных воздушных судов для сельскохозяйственных целей к эксплуатации;

·      правила использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами при выполнении авиахимических работ в сельском хозяйстве;

·      использование материалов дистанционного зондирования Земли.

По мнению экспертов в области сельского хозяйства, эффективное применение беспилотных воздушных судов в сельском хозяйстве позволяет дополнительно сохранить около 35% урожая, в том числе за счёт возможности проведения обработок на переувлажнённых почвах и отсутствия колёсной колеи, сократить расходы на горюче-смазочные материалы до 10 раз на гектар площади, а также снизить расходы на агрохимию на 30% благодаря точному внесению средств защиты растений и биореагентов.

Предоставивший данную информацию сетевой ресурс «Аэронекст» напоминает, что в начале года Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство воздушного транспорта и Ассоциация достигли соглашения об устранении некоторых нормативных и административных барьеров для применения беспилотных воздушных судов в авиахимических работах.

С 1 марта 2026 года все беспилотные воздушные суда должны быть оснащены оборудованием для удалённой идентификации, которое будет передавать информацию, содержащую идентификационный код, категорию воздушного судна, высоту его полёта и координаты местоположения.

Однако на данный момент нет чёткого понимания того, какими характеристиками и функциями должно обладать это обязательное оборудование. Это означает, что беспилотный аппарат не обязательно должен быть оснащён дополнительным оборудованием, достаточно подключить пункт дистанционного управления к одной из цифровых платформ, которые передают данные от беспилотного аппарата в систему подачи полётных планов через интернет.

Подтверждение наличия оборудования для идентификации можно получить, если у оператора беспилотного аппарата есть заверенный разработчиком формуляр для каждого экземпляра беспилотного аппарата с информацией о подключении к цифровому сервису.

Формально, это требование будет выполнено, но будет ли решена основная задача и в чём она заключается?

Формальный подход к выполнению обязательных, но не всегда точных требований и поручений не позволяет устранить реальные барьеры для развития рынка, к которым в первую очередь относится безопасность.

Из-за постоянных атак с воздуха в большинстве регионов Российской Федерации установлены ограничения на полёты беспилотных аппаратов, а периодические «ковры» усложняют выполнение договорных обязательств операторов беспилотных аппаратов.

В этом контексте приоритетной задачей является обнаружение угрожающего полёта беспилотного аппарата для обеспечения безопасности охраняемой территории.

Долгожданный переход от разрешения полётов в отдельных зонах воздушного пространства к возможности полётов в общем воздушном пространстве — ещё один аспект безопасности, связанный с полётами беспилотных аппаратов.

Очевидно, что именно увеличение количества случаев и угроз террористического использования беспилотных аппаратов стало причиной недавно установленных нормативных требований и включения в Перечень поручений Президента Российской Федерации от 19 марта 2025 года № Пр-589 пункта 1, который говорит о необходимости создания и внедрения в Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти единой системы идентификации.

Таким образом, перед индустрией беспилотных аппаратов и регулирующими органами стоит задача не столько идентификации беспилотного аппарата как объекта, что уже в достаточной степени определено существующими в авиации процедурами, сколько идентификации угрозы незаконного использования воздушных судов, как пилотируемых, так и беспилотных.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~usbxR
22.07.2025
2-3 октября 2025 года пройдёт очередная Международная конференция операторов и пользователей космических телекоммуникаций SATCOMRUS 2025. Основная тема мероприятия: «Технологические вызовы ближайшего десятилетия. Что ждать спутниковой связи от новых технологий и каких технологий ждать спутниковой связи».
22.07.2025
Всё чаще предприятия ОПК обращают внимание на изучение методов отбора инвестиционных проектов в ракетно-космической промышленности. Эти проекты включают строительство, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий.
09.07.2025
Специалисты Восточно-Сибирского филиала Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВСФ ВНИИФТРИ) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии завершили разработку новых средств измерений — мер диэлектрических параметров.
03.07.2025
Дрон изначально планируется применять для морского наблюдения, и это, по мнению компании, вынужденная позиция, поскольку именно в этой зоне суверенитет находится под угрозой, а получение разведданных и данных наблюдения является наиболее сложным.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.