Компании

Беспилотники: в поисках баланса между безопасностью и эффективностью

23 Июля 2025

В Министерство транспорта Российской Федерации были направлены предложения по устранению препятствий для применения беспилотных авиационных систем (БАС) в сельском хозяйстве.

В официальном письме от Ассоциации « Аэронекст» были представлены аргументированные предложения по упрощению регистрации беспилотных воздушных судов, сертификации операторов, подготовке специалистов, допуску к эксплуатации, а также по облегчению порядка использования воздушного пространства на высоте до 10 метров и порядка проведения контрольных проверок.

Минтранс направил запрос в Ассоциацию с просьбой предоставить предложения по устранению избыточного регулирования использования БАС в целях развития сельского хозяйства.

В ответ на запрос Ассоциация представила перечень предложений, который был подробно обсуждён с представителями фермерских хозяйств и крупных агропромышленных компаний 4 июля на крупнейшей выставке «Всероссийский день поля 2025».

Реализация предложенных мер создаст условия для устранения избыточных ограничений и расширения безопасного и эффективного применения отечественных БАС в агропромышленном комплексе.

В документе содержатся предложения по следующим аспектам:

·      подготовка внешних пилотов и специалистов по техническому обслуживанию беспилотных воздушных судов;

·      допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к деятельности;

·      государственная регистрация беспилотных воздушных судов для сельскохозяйственных целей;

·      допуск беспилотных воздушных судов для сельскохозяйственных целей к эксплуатации;

·      правила использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами при выполнении авиахимических работ в сельском хозяйстве;

·      использование материалов дистанционного зондирования Земли.

По мнению экспертов в области сельского хозяйства, эффективное применение беспилотных воздушных судов в сельском хозяйстве позволяет дополнительно сохранить около 35% урожая, в том числе за счёт возможности проведения обработок на переувлажнённых почвах и отсутствия колёсной колеи, сократить расходы на горюче-смазочные материалы до 10 раз на гектар площади, а также снизить расходы на агрохимию на 30% благодаря точному внесению средств защиты растений и биореагентов.

Предоставивший данную информацию сетевой ресурс «Аэронекст» напоминает, что в начале года Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство воздушного транспорта и Ассоциация достигли соглашения об устранении некоторых нормативных и административных барьеров для применения беспилотных воздушных судов в авиахимических работах.

С 1 марта 2026 года все беспилотные воздушные суда должны быть оснащены оборудованием для удалённой идентификации, которое будет передавать информацию, содержащую идентификационный код, категорию воздушного судна, высоту его полёта и координаты местоположения.

Однако на данный момент нет чёткого понимания того, какими характеристиками и функциями должно обладать это обязательное оборудование. Это означает, что беспилотный аппарат не обязательно должен быть оснащён дополнительным оборудованием, достаточно подключить пункт дистанционного управления к одной из цифровых платформ, которые передают данные от беспилотного аппарата в систему подачи полётных планов через интернет.

Подтверждение наличия оборудования для идентификации можно получить, если у оператора беспилотного аппарата есть заверенный разработчиком формуляр для каждого экземпляра беспилотного аппарата с информацией о подключении к цифровому сервису.

Формально, это требование будет выполнено, но будет ли решена основная задача и в чём она заключается?

Формальный подход к выполнению обязательных, но не всегда точных требований и поручений не позволяет устранить реальные барьеры для развития рынка, к которым в первую очередь относится безопасность.

Из-за постоянных атак с воздуха в большинстве регионов Российской Федерации установлены ограничения на полёты беспилотных аппаратов, а периодические «ковры» усложняют выполнение договорных обязательств операторов беспилотных аппаратов.

В этом контексте приоритетной задачей является обнаружение угрожающего полёта беспилотного аппарата для обеспечения безопасности охраняемой территории.

Долгожданный переход от разрешения полётов в отдельных зонах воздушного пространства к возможности полётов в общем воздушном пространстве — ещё один аспект безопасности, связанный с полётами беспилотных аппаратов.

Очевидно, что именно увеличение количества случаев и угроз террористического использования беспилотных аппаратов стало причиной недавно установленных нормативных требований и включения в Перечень поручений Президента Российской Федерации от 19 марта 2025 года № Пр-589 пункта 1, который говорит о необходимости создания и внедрения в Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти единой системы идентификации.

Таким образом, перед индустрией беспилотных аппаратов и регулирующими органами стоит задача не столько идентификации беспилотного аппарата как объекта, что уже в достаточной степени определено существующими в авиации процедурами, сколько идентификации угрозы незаконного использования воздушных судов, как пилотируемых, так и беспилотных.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~usbxR
01.10.2025
Немецкая компания DE-CIX, оператор точек обмена интернет-трафиком, расширяет свою модель взаимодействия за пределы Земли. В рамках программы Space-IX компания закладывает основу для первой орбитальной точки обмена интернет-трафиком, позволяющей спутникам и космическим системам бесперебойно подключаться к наземным сетям.
30.09.2025
АФК «Система» обсуждает слияние с Сбербанком, в рамках которого тот может приобрести значительную долю в компании «Элемент», одном из ведущих российских производителей микроэлектроники. По предварительным оценкам, сумма сделки может составить от 15 до 28 миллиардов рублей. Эксперты считают это стратегически выгодным шагом для Сбербанка, так как он позволит банку создать полный цикл производства микроэлектроники и укрепить свои позиции на рынке.
26.09.2025
Легендарный советский космический проект был побочным следствием военной программы, когда надо было доставить боезаряд в любую точку мира, особенно на территорию недружественных нам стран. Всегда государство – главный заказчик.
17.09.2025
Космическая экономика, оцениваемая на 2024 год в $596 млрд, вырастет до $944 млрд к 2033 году. Значительная часть этого роста обусловлена решениями в области обработки спутниковых данных — от ГНСС до данных наблюдения за Землёй.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.