Беспилотники: в поисках баланса между безопасностью и эффективностью
В Министерство транспорта Российской Федерации были направлены предложения по устранению препятствий для применения беспилотных авиационных систем (БАС) в сельском хозяйстве.
В официальном письме от Ассоциации « Аэронекст» были представлены аргументированные предложения по упрощению регистрации беспилотных воздушных судов, сертификации операторов, подготовке специалистов, допуску к эксплуатации, а также по облегчению порядка использования воздушного пространства на высоте до 10 метров и порядка проведения контрольных проверок.
Минтранс направил запрос в Ассоциацию с просьбой предоставить предложения по устранению избыточного регулирования использования БАС в целях развития сельского хозяйства.
В ответ на запрос Ассоциация представила перечень предложений, который был подробно обсуждён с представителями фермерских хозяйств и крупных агропромышленных компаний 4 июля на крупнейшей выставке «Всероссийский день поля 2025».
Реализация предложенных мер создаст условия для устранения избыточных ограничений и расширения безопасного и эффективного применения отечественных БАС в агропромышленном комплексе.
В документе содержатся предложения по следующим аспектам:
· подготовка внешних пилотов и специалистов по техническому обслуживанию беспилотных воздушных судов;
· допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к деятельности;
· государственная регистрация беспилотных воздушных судов для сельскохозяйственных целей;
· допуск беспилотных воздушных судов для сельскохозяйственных целей к эксплуатации;
· правила использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами при выполнении авиахимических работ в сельском хозяйстве;
· использование материалов дистанционного зондирования Земли.
По мнению экспертов в области сельского хозяйства, эффективное применение беспилотных воздушных судов в сельском хозяйстве позволяет дополнительно сохранить около 35% урожая, в том числе за счёт возможности проведения обработок на переувлажнённых почвах и отсутствия колёсной колеи, сократить расходы на горюче-смазочные материалы до 10 раз на гектар площади, а также снизить расходы на агрохимию на 30% благодаря точному внесению средств защиты растений и биореагентов.
Предоставивший данную информацию сетевой ресурс «Аэронекст» напоминает, что в начале года Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство воздушного транспорта и Ассоциация достигли соглашения об устранении некоторых нормативных и административных барьеров для применения беспилотных воздушных судов в авиахимических работах.
С 1 марта 2026 года все беспилотные воздушные суда должны быть оснащены оборудованием для удалённой идентификации, которое будет передавать информацию, содержащую идентификационный код, категорию воздушного судна, высоту его полёта и координаты местоположения.
Однако на данный момент нет чёткого понимания того, какими характеристиками и функциями должно обладать это обязательное оборудование. Это означает, что беспилотный аппарат не обязательно должен быть оснащён дополнительным оборудованием, достаточно подключить пункт дистанционного управления к одной из цифровых платформ, которые передают данные от беспилотного аппарата в систему подачи полётных планов через интернет.
Подтверждение наличия оборудования для идентификации можно получить, если у оператора беспилотного аппарата есть заверенный разработчиком формуляр для каждого экземпляра беспилотного аппарата с информацией о подключении к цифровому сервису.
Формально, это требование будет выполнено, но будет ли решена основная задача и в чём она заключается?
Формальный подход к выполнению обязательных, но не всегда точных требований и поручений не позволяет устранить реальные барьеры для развития рынка, к которым в первую очередь относится безопасность.
Из-за постоянных атак с воздуха в большинстве регионов Российской Федерации установлены ограничения на полёты беспилотных аппаратов, а периодические «ковры» усложняют выполнение договорных обязательств операторов беспилотных аппаратов.
В этом контексте приоритетной задачей является обнаружение угрожающего полёта беспилотного аппарата для обеспечения безопасности охраняемой территории.
Долгожданный переход от разрешения полётов в отдельных зонах воздушного пространства к возможности полётов в общем воздушном пространстве — ещё один аспект безопасности, связанный с полётами беспилотных аппаратов.
Очевидно, что именно увеличение количества случаев и угроз террористического использования беспилотных аппаратов стало причиной недавно установленных нормативных требований и включения в Перечень поручений Президента Российской Федерации от 19 марта 2025 года № Пр-589 пункта 1, который говорит о необходимости создания и внедрения в Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти единой системы идентификации.
Таким образом, перед индустрией беспилотных аппаратов и регулирующими органами стоит задача не столько идентификации беспилотного аппарата как объекта, что уже в достаточной степени определено существующими в авиации процедурами, сколько идентификации угрозы незаконного использования воздушных судов, как пилотируемых, так и беспилотных.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал