Возможна ли поездка в никуда на беспилотном авто?

Чтобы не сидеть дома, что в наши дни особенно актуально, люди готовы совершать бессмысленные поездки – просто чтобы посидеть за рулём. Пребывание взаперти в четырех стенах способно свести с ума кого угодно.
В некоторых местах за это штрафуют, где-то могут даже конфисковать вашу машину – когда ловят не в первый раз. Бесцельные поездки загрязняют выхлопами окружающую среду, создают пробки, ускоряют износ автомобиля.
По мнению Ланса Элиота, автора журнала «Форбс» и эксперта в обрасти искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения, вопрос о бессмысленных поездках поднимает довольно интересный аспект, связанный с будущим. Смогут ли настоящие самоуправляемые автомобили на основе искусственного интеллекта возить людей в никуда – просто покататься и вернуться туда, откуда вы начали своё путешествие?
Настоящие самоуправляемые автомобили – это те, которыми ИИ управляет самостоятельно, и нет никакой человеческой помощи при выполнения задач вождения.
Эти беспилотные транспортные средства соответствуют уровню 4 и уровню 5, в то время как автомобиль, требующий от водителя-человека совместного участия в управлении автомобилем, это обычно уровень 2 или 3. Автомобили, которые управляются совместно с человеком, описываются как полуавтономные и обычно содержат множество автоматизированных надстроек, которые называются ADAS (Advanced Driver-Assistance Systems).
Соответствующего уровню 5 настоящего самоуправляемого автомобиля ещё нет, и неизвестно, когда и возможно ли его сделать. Между тем уровень 4 постепенно пытается выйти на дороги, хотя не прекращаются споры о том, могут ли они ездить сами по себе (мы все являемся «морскими свинками жизни или смерти» в эксперименте, проходящем на наших дорогах и просёлках).
Многие автопроизводители и технологические фирмы, разрабатывающие ИИ, обучают его спрашивать пассажиров-людей, куда те хотели бы поехать. Используется обработка естественного языка (Natural Language Processing (NLP) ), похожая на Alexa и Siri. Или же вы можете просто использовать свой смартфон и указать место встречи и пункт назначения, как это делается сегодня в райдшеринге.
Большинство из них называют это спецификацией «от точки А до точки В» (в соответствии с которой точка А – начало пути, а точка В – финиш).
Теперь поразмышляйте над идеей, которая предполагает, что А равно В.
Обычно точка А – это одно место, а точка В – совершенно другое. Точка А может быть вашим домом, а точка В – местным продуктовым магазином. Очевидно, что A не равно B в этом случае использования.
Теоретически, с истинным самоуправляемым автомобилем точка А может быть вашим особняком в Лос-Анджелесе, а точка В – вашим кондоминиумом в Нью-Йорке (в случае тех состоятельных людей, которые ведут двухбережную жизнь), и ИИ будет возить вас по всей стране, если захотите (в частности, никаких перерывов для походов водителя в туалет, разве что вам самим иной раз приспичит).
Теперь предположим, что точка А и точка В – это одно и то же место. Это если вы не собираетесь ехать в какой-то конкретный пункт назначения за пределами вашей начальной точки, а просто хотите покататься.
Поймёт ли ИИ, что вы не сошли с ума, намеренно утверждая, что точка А и точка В – это одно и то же?
Самые хитрые из вас могут думать, что нет проблемы обмануть ИИ, поставив точку В, скажем, в шести футах от точки А, и поэтому ИИ поверит, что поездка была необходима.
Но попытка обмануть ИИ, используя бесконечно малое расстояние, всё равно не принесёт много пользы, поскольку ИИ, несомненно, прибудет в точку А, затем терпеливо дождется, пока вы сядете в автомобиль, продолжите двигаться на дюйм вперед, полностью остановитесь теперь, когда автомобиль находится в точке В, и будете вполне удовлетворены тем, что вы получили еще одну превосходную поездку на самодвижущемся автомобиле.
Несомненно, найдётся фракция, которая будет настаивать на том, что, чёрт возьми, им должно быть позволено, чтобы ИИ повёз их в никуда, если это то, что хочет сделать человек, и ни один проклятый ИИ не должен отказывать человеку.
Во-первых, давайте уточним, что ИИ вряд ли будет принимать это решение «сам по себе» (до тех пор, пока, как предполагается, не наступит день, когда ИИ станет разумным, момент, который называется «сингулярностью», и мы не знаем, произойдёт ли это когда-нибудь, и нет никаких ожиданий, что он каким-то образом станет необходимым ингредиентом для появления истинных самоуправляемых автомобилей).
Во-вторых, акт движения в никуда будет полностью зависеть от владельца самоуправляемой машины, кем бы ни был этот человек или люди.
Некоторые полагают, что самоуправляемые автомобили будут принадлежать в больших парках крупным корпорациям, возможно, через самих автопроизводителей, или фирмы по обмену автомобилями, или компании по прокату автомобилей и т.д., и они будут решать, какие поездки люди могут предпринять.
Кроме того, могут существовать правила о сфере применения и ограничениях, связанных с самоуправляемыми автомобилями и их использованием.
Тогда велика вероятность того, что желание иметь автономные автомобили с искусственным интеллектом, которые могут отправиться в никуда, будет зависеть от законодателей и владельцев самодвижущихся автомобилей, и пассажиры не будут иметь большого права голоса в этом вопросе.
Это означает, что вы, возможно, не можете сказать ИИ, чтобы он выполнил вашу просьбу и предпринял извилистое путешествие, а потом вернул вас в вашу отправную точку. Правительство или владельцы самоуправляемых автомобилей могут этого не допустить.
Но можно предпринять манёвр, предположим, вы указываете, что хотите отправиться из своего дома в продуктовый магазин, а затем, когда автономная машина доставит вас туда, вы остаетесь внутри автомобиля и говорите ИИ, чтобы он отвёз вас домой.
По-видимому, вы совершили поездку в никуда.
Однако вполне возможно и такое, что, как только вы прибудете в пункт назначения, ваша поездка будет считаться законченной, и самоходная машина должна будет ехать в другое место, чтобы забрать там нового пассажира, а вы останетесь там, куда изначально не собирались.
Пять же, вы хотели полюбоваться красивыми видами, а ИИ выбрал оптимальный путь через грязные городские кварталы и мимо местной зловонной мусорной свалки.
В общем, надо заранее предусмотреть такую функцию для платных пассажиров, которые захотят совершать бесцельные поездки. Вы, безусловно, можете ожидать, что владельцы самоуправляемых автомобилей с искусственным интеллектом с удовольствием добавят такую функцию в свои системы искусственного интеллекта, делая это, чтобы заработать доллар.Но пожелает ли общество в целом разрешать такие поездки?
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam