Телематика в России в условиях санкций: всё не так плохо
Транспортная телематика предназначена для решения широкого круга задач, таких как мониторинг местоположения транспортных средств, их онлайн-диагностика, анализ технического состояния и контроль расхода топлива. Такие задачи решаются с помощью телематических платформ, которые обеспечивают сбор данных от бортовых телематических устройств, установленных на транспортных средствах, их обработку и предоставление конечным потребителям цифровых сервисов.
Использование телематических систем позволяет повысить эффективность использования автопарка, а также оптимизировать затраты на ремонт и снизить совокупную стоимость владения транспортными средствами.
Несмотря на уход из России западных брендов, на российском рынке наблюдается рост внедрения телематики среди отечественных автопроизводителей. По оценкам технологической группы «Рексофт», уже более 70% грузового транспорта в России оснащено различными телематическими устройствами, что является частью глобального тренда. Согласно данным некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»), в 2024 году около 35% парка автомобилей в России будет оборудовано различными системами передачи данных, включая весь общественный и грузовой транспорт.
Если раньше телематика в основном использовалась для обеспечения мониторинга транспортных средств, то сейчас она развивается в сторону более интеллектуальных сервисов. В телематические системы всё больше внедряются новые технологии, такие как ИИ и машинное обучение. Это расширяет их потенциал для предиктивной аналитики, беспилотного управления и принятия более качественных управленческих решений.
Эффективность использования автопарка часто остаётся без внимания автотранспортных предприятий. Сложности в планировании возрастают с увеличением количества транспортных средств и изменением заказов. При этом проблемы с определением необходимого количества транспорта могут решаться на основе объективных данных по простою, времени эксплуатации и другим параметрам.
Сервисные центры и лизинговые компании проявляют интерес к анализу телематических данных для оценки возможности поломок и планирования обслуживания систем и отдельных критически важных деталей.
Страховые компании также готовы покупать данные об эксплуатации автомобилей для формирования персонализированных предложений для оценки рисков и создания индивидуальных предложений.
Растущий интерес к использованию телематики подкрепляется тем, что российские автопроизводители готовы обеспечить формирование необходимых данных. Конструкторы стремятся повысить уровень автоматизации выпускаемых машин и проектируют их таким образом, чтобы в них была возможность встраивать телематические блоки для сбора и передачи данных о работе транспортных средств. Это, в свою очередь, способствовало росту производства российских телематических блоков после ухода зарубежных производителей. Отечественные компании компенсируют не только ушедшее предложение, но и растущий спрос.