Статьи

Возможные противоречия при использовании сигналов ГНСС

14 Августа 2015
Возможные противоречия при использовании сигналов ГНСС

ГЛОНАСС-клуб

О проблемах использования действующих и перспективных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем странами-участницами ВТО и возможных рисках по обеспечению национальной безопасности рассуждают ведущие специалисты навигационной отрасли, представители заказчиков и разработчиков навигационной аппаратуры потребителей.

1. Действительно ли возник конфликт по использованию, участниками ВТО, сигналов действующих ГНСС?

2. Справедливо ли, предполагаемое требование о получении разрешения на трансляцию сигналов ГНСС на территории США?

3. Не противоречит ли основным принципам GATS обязательное использование ГЛОНАСС в навигационной аппаратуре для определенных применений, таких как ЭРА-ГЛОНАСС? 

4. Какие правила и процедуры по использованию сигналов ГНСС странами-участниками ВТО, может (должна) выдвинуть Россия? 

5. Способно ли, подобное желание США повлиять на понижение уровня национальной безопасности России, ЕС и Китая? 

6. Что необходимо предпринять России, ЕС и Китаю для отмены дискриминационного принципа Национальной космической политики США по использованию их ГНСС, только с целью дополнения и укрепления устойчивости GPS? 

Евгений Белянко - НП ГЛОНАСС

Евгений Белянко, вице-президент Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС»

1

Сигналы, которые используются в системах спутниковой навигации, отличаются крайне низкой мощностью на уровне поверхности Земли, во много раз меньше естественных шумов в этом же диапазоне. За счет этого в одном и том же частотном диапазоне несколько навигационных сигналов могут «жить», не мешая друг другу - в том случае, если выполнено согласованное проектирование систем. Если же при взаимной координации допущены ошибки, то могут возникнуть помехи.

На вопрос о взаимном влиянии навигационных систем очень непросто ответить, он сейчас активно изучается и требует большого количества экспериментов и полевых данных.

2

В отношении классических сигналов ГЛОНАСС с частотным разделением в частотных диапазонах L1 и L2 Россия подала заявки в Бюро радиосвязи Международного союза электросвязи еще в конце прошлого века. Частоты для нашей системы внесены в Международный справочный регистр частот (МСРЧ) и опубликованы Бюро радиосвязи МСЭ в международном информационном частотном циркуляре IFIC №2417 от 18.04.2000 г. Аналогичные решения по частотам в диапазоне L3 приняты в 2006 и 2007 годах.

Таким образом, Россия уже почти 15 лет легально использует частоты для системы ГЛОНАСС, все процедуры международного согласования были успешно пройдены, и оснований для претензий нет.

Что касается новых сигналов ГЛОНАСС с кодовым разделением, то заявки на использование этих сигналов поданы в 2012-2014 годах, и международная координация еще не завершена.

Для России международные договора и соглашения, подписанные нашей страной, имеют высший приоритет, и в случае конфликтов с нашими законами мы корректируем наши законы для соответствия этим международным документам. Было бы хорошо, если подобными принципами руководствовались и другие страны. 

3

Ни в коей мере. «ЭРА-ГЛОНАСС» - это система безопасности, и к оборудованию «ЭРА-ГЛОНАСС» предъявляются определенные требования с точки зрения максимальной надежности. Одно из таких требований - использование сигналов не менее двух глобальных спутниковых навигационных систем. Навигация по двум и более системам гораздо надежнее навигации только по ГЛОНАСС или только по GPS. Об этом написаны десятки статей, авторы которых пришли к такому выводу. Кстати, больше всего статей о преимуществах двух и многосистемной навигации написали американские авторы.

Ближайшие пять лет, как минимум, только спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS будут обеспечивать глобальное покрытие. Так что наши требования обоснованы.

4

Спутниковая навигация - не единственная глобальная отрасль, где используется трансграничное вещание радиосигналов. Есть спутниковое телевидение, спутниковая связь, обычное наземное телевидение, масса других радиосистем. Все они существуют в рамках действующих международных правил и договоров, и требование России может быть только одно - строго выполнять эти договора.

5

Напрямую, т.е. в виде ухудшения качества параметров навигационных систем - нет. Если вдруг кто-то начнет преднамеренно создавать помехи навигационным сигналам на глобальном уровне - по международным меркам это самое настоящее преступление.

Но успех той или иной навигационной системы сегодня измеряется не успехами в области радиоэлектронной борьбы, а коммерческими успехами – количеством потребителей. Много лет назад GPS была вне конкуренции на коммерческом рынке. Это было еще совсем недавно, в 2005-2007 годах. Но потом Россия увеличила свой внутренний гражданский рынок от нуля до 1 млн гражданских приемников в год, а в ближайшие годы произойдет его рост до 2-4 млн. приемников в год. В мировом масштабе это очень немного, но то, что это было сделано за 7-8 лет, насторожило многих в мире. Попытки давления на использование ГЛОНАСС - лучшее доказательство наших успехов.

Прежде всего, надо дождаться прояснения ситуации в самих США. Большинство профессионалов навигационного рынка высказались резко против всех этих странных "инициатив", поскольку они подрывают базовые ценности свободного мира, о которых так любят заботиться США.

Что касается главного рецепта успеха, то он предельно прост:  нужно всеми силами расширять рынок для использования ГЛОНАСС. Это задача коммерсантов, инженеров, и, конечно же, государства. Мы в самом начале большого пути. Для дальнейшего развития важна массовая экспансия технологий и продуктов на основе ГЛОНАСС за рубеж.

Курманов

Анатолий Курманов, генеральный директор компании «Геолайф Эшелон»

1

Работа глобальных навигационных спутниковых систем строится на основе сигналов, получаемых от спутников, размещенных в открытом космосе. Открытый космос в принципе не может быть регламентирован национальным законодательством Соединенных Штатов Америки, Российской Федерации или любой другой страны.  В связи с этим не совсем понятно, какой мог возникнуть конфликт по использованию сигналов действующих ГНСС у участников ВТО.

2

С моей точки зрения, конечно, нет. Мы не транслируем спутниковый сигнал  ГЛОНАСС на территорию какой-либо определенной страны, равно как и GPS. 

Что касается сертификации приемников, то, я считаю, это требование вполне справедливо. Любой субъект международных отношений, любое государство, вправе устанавливать требования к аппаратуре, используемой в их стране. Устанавливать, так называемые, национальные стандарты. И какой характер они будут носить известно только США. Вопрос несколько в другом. Американские компании, например, всемирно известный Apple в штатном режиме оснащает свою продукцию двухсистемными  приемниками ГЛОНАСС/GPS. Принятие подобных решений Соединенными Штатами Америки, особенно в части стандартизации оборудования, может повлечь за собой необратимые последствия, как для производителей, так и для потребителей. 

На данный момент  их приемники – универсальны. Стоит ли  выпускать специальный приемник для использования только на территории США? Конечно, они в праве это сделать. 

3

«ЭРА-ГЛОНАСС» - Российский национальный проект, направленный на повышение оперативности реагирования при авариях.  Поэтому, безусловно, нет. 

Точно так же как не противоречит принципам GATS использование исключительно сигналов  ГЛОНАСС в интересах Министерства обороны, силовых ведомств и так далее. 

4

С моей точки зрения, Россия, как и всегда, займет самую взвешенную, единственно правильную позицию и не будет предпринимать какие-либо серьезные меры. 

5

Конечно, нет. В целях обеспечения национальной безопасности России сигналы GPS применяются только для гражданского назначения.  Евросоюз в лице НАТО сам знает, как решить данный вопрос наиболее оптимально, у китайцев строится собственная спутниковая система.  К тому же не так давно в широкое освещение в СМИ получило заявление США о том, что их политика в части ГНСС не является дискриминационной в отношении всех ГНСС. 

6

Ничего никому предпринимать не нужно. 

С нашей точки зрения единственной пострадавшей стороной будут потребители данных услуг на территории США. 

Муравьёв А.

Алексей Муравьев, начальник аппарата Главного конструктора НАП ГЛОНАСС

1

Мне ничего об этом неизвестно.

2

Указанные Соглашение ВТО и закон США приведены в качестве оснований для сделанного заявления. Кстати, требование лицензирования использования частотного диапазона, выбранного теми или иными организациями для излучения на подконтрольной территории, есть и в российском законе о связи. Рассматриваемые нормы существуют и в других странах и существуют уже давно. Безусловно, сегодня подобное заявление звучит в контексте с политикой санкций, направленной США против Российской Федерации. Но, тем не менее, они имеют право на активацию указанных норм.

3

Я не юрист и дать оценку по данному вопросу не могу. Но, как мне представляется, коль скоро при принятии регламента и правительственных решений по ЭРА-ГЛОНАСС проводилась правовая экспертиза, с принципами ВТО здесь все в порядке.

4

Россия давно и плодотворно работает в различных международных организациях, таких как, например, ИКАО (по гражданской авиации), ИМО (по морскому транспорту), Комитет ООН по ГНСС и др. В этих организациях вырабатываются требования и порядок совместного использования всех существующих и перспективных ГНСС, принципы их совместимости и взаимодополняемости. Здесь России и не надо ничего выдумывать самой. Надо продолжать повседневную работу.

Есть и другой аспект данной проблемы. Заключается он в определении ответственности за качество предоставляемых навигационных сигналов. Если ранее было достаточно заявлений ведущих провайдеров, США и России, о том, что сигналы предоставляются международному сообществу на равных и безвозмездных началах, то в настоящее время все актуальнее вопрос о том, кто и как контролирует сигналы и гарантирует их качество. Заметим, что в указанных выше заявлениях многоуважаемые провайдеры не определили ответственность за качество своих сигналов. Эти вопросы в принципе рассматриваются в международных организациях, но это непростая работа и о ее завершении говорить пока рано. Представляется целесообразным рассматривать обсуждаемое заявление американской стороны в качестве очередной точки зрения для дальнейшей проработки международных и национальных подходов обеспечения совместимости и взаимодополняемости глобальных, а также и региональных навигационных систем всех провайдеров и в интересах всех потребителей.

5

Нет, скорее на развитие международного рынка навигационных услуг, и в первую очередь, на снижение их качества на территории США.

6  

Что необходимо предпринять России, ЕС и Китаю для отмены дискриминационного принципа Национальной космической политики США по использованию их ГНСС, только с целью дополнения и укрепления устойчивости GPS?

Вопросы 4 и 6 перекликаются.

Что касается территории США, то применение на ней указанного принципа вряд ли можно считать дискриминационным. Другое дело, если этот принцип будет вынесен на международный уровень. Существующая нормативная и правовая база международных организаций не допускает пока подобных действий. Поэтому основной задачей является не допустить их и в дальнейшем.


Беседовал Константин Крейденко.


Статья опубликована в журнале "Вестник ГЛОНАСС", № 1(22) 2015.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~q3cKy

18.09.2025
«Мир будущего – это мир людей, которые ценят любовь и дружбу, а не эгоистов, увлечённых только киберпространством», – сказал на днях Путин на пленарном заседании Форума объединённых культур в Петербурге.
Мы бы, может, и рады обойтись без киберпространства, но киберпространство настигает нас всюду. В частности, в виде кибермошенников.
12.08.2025
Киберпреступность в России тотальна – она заполнила всё наше жизненное пространство. Не существует «неинтересных» целей – абсолютно всё представляет свою ценность для злоумышленников, будь то деньги, данные, вычислительные ресурсы или просто возможность нагадить. И персональные данные каждого пользователя – в зоне риска в первую очередь.
17.07.2025
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.
30.06.2025
Если верить Платону, его коллега и учитель Сократ видел в письменности большую угрозу для человечества. Письмо, говорил он, «вселит забвение в души людей», так как они перестанут развивать память и в дальнейшем будут полагаться исключительно на закорючки, нацарапанные на пергаменте.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.