Статьи

Возможные противоречия при использовании сигналов ГНСС

14 Августа 2015
Возможные противоречия при использовании сигналов ГНСС

ГЛОНАСС-клуб

О проблемах использования действующих и перспективных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем странами-участницами ВТО и возможных рисках по обеспечению национальной безопасности рассуждают ведущие специалисты навигационной отрасли, представители заказчиков и разработчиков навигационной аппаратуры потребителей.

1. Действительно ли возник конфликт по использованию, участниками ВТО, сигналов действующих ГНСС?

2. Справедливо ли, предполагаемое требование о получении разрешения на трансляцию сигналов ГНСС на территории США?

3. Не противоречит ли основным принципам GATS обязательное использование ГЛОНАСС в навигационной аппаратуре для определенных применений, таких как ЭРА-ГЛОНАСС? 

4. Какие правила и процедуры по использованию сигналов ГНСС странами-участниками ВТО, может (должна) выдвинуть Россия? 

5. Способно ли, подобное желание США повлиять на понижение уровня национальной безопасности России, ЕС и Китая? 

6. Что необходимо предпринять России, ЕС и Китаю для отмены дискриминационного принципа Национальной космической политики США по использованию их ГНСС, только с целью дополнения и укрепления устойчивости GPS? 

Евгений Белянко - НП ГЛОНАСС

Евгений Белянко, вице-президент Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС»

1

Сигналы, которые используются в системах спутниковой навигации, отличаются крайне низкой мощностью на уровне поверхности Земли, во много раз меньше естественных шумов в этом же диапазоне. За счет этого в одном и том же частотном диапазоне несколько навигационных сигналов могут «жить», не мешая друг другу - в том случае, если выполнено согласованное проектирование систем. Если же при взаимной координации допущены ошибки, то могут возникнуть помехи.

На вопрос о взаимном влиянии навигационных систем очень непросто ответить, он сейчас активно изучается и требует большого количества экспериментов и полевых данных.

2

В отношении классических сигналов ГЛОНАСС с частотным разделением в частотных диапазонах L1 и L2 Россия подала заявки в Бюро радиосвязи Международного союза электросвязи еще в конце прошлого века. Частоты для нашей системы внесены в Международный справочный регистр частот (МСРЧ) и опубликованы Бюро радиосвязи МСЭ в международном информационном частотном циркуляре IFIC №2417 от 18.04.2000 г. Аналогичные решения по частотам в диапазоне L3 приняты в 2006 и 2007 годах.

Таким образом, Россия уже почти 15 лет легально использует частоты для системы ГЛОНАСС, все процедуры международного согласования были успешно пройдены, и оснований для претензий нет.

Что касается новых сигналов ГЛОНАСС с кодовым разделением, то заявки на использование этих сигналов поданы в 2012-2014 годах, и международная координация еще не завершена.

Для России международные договора и соглашения, подписанные нашей страной, имеют высший приоритет, и в случае конфликтов с нашими законами мы корректируем наши законы для соответствия этим международным документам. Было бы хорошо, если подобными принципами руководствовались и другие страны. 

3

Ни в коей мере. «ЭРА-ГЛОНАСС» - это система безопасности, и к оборудованию «ЭРА-ГЛОНАСС» предъявляются определенные требования с точки зрения максимальной надежности. Одно из таких требований - использование сигналов не менее двух глобальных спутниковых навигационных систем. Навигация по двум и более системам гораздо надежнее навигации только по ГЛОНАСС или только по GPS. Об этом написаны десятки статей, авторы которых пришли к такому выводу. Кстати, больше всего статей о преимуществах двух и многосистемной навигации написали американские авторы.

Ближайшие пять лет, как минимум, только спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS будут обеспечивать глобальное покрытие. Так что наши требования обоснованы.

4

Спутниковая навигация - не единственная глобальная отрасль, где используется трансграничное вещание радиосигналов. Есть спутниковое телевидение, спутниковая связь, обычное наземное телевидение, масса других радиосистем. Все они существуют в рамках действующих международных правил и договоров, и требование России может быть только одно - строго выполнять эти договора.

5

Напрямую, т.е. в виде ухудшения качества параметров навигационных систем - нет. Если вдруг кто-то начнет преднамеренно создавать помехи навигационным сигналам на глобальном уровне - по международным меркам это самое настоящее преступление.

Но успех той или иной навигационной системы сегодня измеряется не успехами в области радиоэлектронной борьбы, а коммерческими успехами – количеством потребителей. Много лет назад GPS была вне конкуренции на коммерческом рынке. Это было еще совсем недавно, в 2005-2007 годах. Но потом Россия увеличила свой внутренний гражданский рынок от нуля до 1 млн гражданских приемников в год, а в ближайшие годы произойдет его рост до 2-4 млн. приемников в год. В мировом масштабе это очень немного, но то, что это было сделано за 7-8 лет, насторожило многих в мире. Попытки давления на использование ГЛОНАСС - лучшее доказательство наших успехов.

Прежде всего, надо дождаться прояснения ситуации в самих США. Большинство профессионалов навигационного рынка высказались резко против всех этих странных "инициатив", поскольку они подрывают базовые ценности свободного мира, о которых так любят заботиться США.

Что касается главного рецепта успеха, то он предельно прост:  нужно всеми силами расширять рынок для использования ГЛОНАСС. Это задача коммерсантов, инженеров, и, конечно же, государства. Мы в самом начале большого пути. Для дальнейшего развития важна массовая экспансия технологий и продуктов на основе ГЛОНАСС за рубеж.

Курманов

Анатолий Курманов, генеральный директор компании «Геолайф Эшелон»

1

Работа глобальных навигационных спутниковых систем строится на основе сигналов, получаемых от спутников, размещенных в открытом космосе. Открытый космос в принципе не может быть регламентирован национальным законодательством Соединенных Штатов Америки, Российской Федерации или любой другой страны.  В связи с этим не совсем понятно, какой мог возникнуть конфликт по использованию сигналов действующих ГНСС у участников ВТО.

2

С моей точки зрения, конечно, нет. Мы не транслируем спутниковый сигнал  ГЛОНАСС на территорию какой-либо определенной страны, равно как и GPS. 

Что касается сертификации приемников, то, я считаю, это требование вполне справедливо. Любой субъект международных отношений, любое государство, вправе устанавливать требования к аппаратуре, используемой в их стране. Устанавливать, так называемые, национальные стандарты. И какой характер они будут носить известно только США. Вопрос несколько в другом. Американские компании, например, всемирно известный Apple в штатном режиме оснащает свою продукцию двухсистемными  приемниками ГЛОНАСС/GPS. Принятие подобных решений Соединенными Штатами Америки, особенно в части стандартизации оборудования, может повлечь за собой необратимые последствия, как для производителей, так и для потребителей. 

На данный момент  их приемники – универсальны. Стоит ли  выпускать специальный приемник для использования только на территории США? Конечно, они в праве это сделать. 

3

«ЭРА-ГЛОНАСС» - Российский национальный проект, направленный на повышение оперативности реагирования при авариях.  Поэтому, безусловно, нет. 

Точно так же как не противоречит принципам GATS использование исключительно сигналов  ГЛОНАСС в интересах Министерства обороны, силовых ведомств и так далее. 

4

С моей точки зрения, Россия, как и всегда, займет самую взвешенную, единственно правильную позицию и не будет предпринимать какие-либо серьезные меры. 

5

Конечно, нет. В целях обеспечения национальной безопасности России сигналы GPS применяются только для гражданского назначения.  Евросоюз в лице НАТО сам знает, как решить данный вопрос наиболее оптимально, у китайцев строится собственная спутниковая система.  К тому же не так давно в широкое освещение в СМИ получило заявление США о том, что их политика в части ГНСС не является дискриминационной в отношении всех ГНСС. 

6

Ничего никому предпринимать не нужно. 

С нашей точки зрения единственной пострадавшей стороной будут потребители данных услуг на территории США. 

Муравьёв А.

Алексей Муравьев, начальник аппарата Главного конструктора НАП ГЛОНАСС

1

Мне ничего об этом неизвестно.

2

Указанные Соглашение ВТО и закон США приведены в качестве оснований для сделанного заявления. Кстати, требование лицензирования использования частотного диапазона, выбранного теми или иными организациями для излучения на подконтрольной территории, есть и в российском законе о связи. Рассматриваемые нормы существуют и в других странах и существуют уже давно. Безусловно, сегодня подобное заявление звучит в контексте с политикой санкций, направленной США против Российской Федерации. Но, тем не менее, они имеют право на активацию указанных норм.

3

Я не юрист и дать оценку по данному вопросу не могу. Но, как мне представляется, коль скоро при принятии регламента и правительственных решений по ЭРА-ГЛОНАСС проводилась правовая экспертиза, с принципами ВТО здесь все в порядке.

4

Россия давно и плодотворно работает в различных международных организациях, таких как, например, ИКАО (по гражданской авиации), ИМО (по морскому транспорту), Комитет ООН по ГНСС и др. В этих организациях вырабатываются требования и порядок совместного использования всех существующих и перспективных ГНСС, принципы их совместимости и взаимодополняемости. Здесь России и не надо ничего выдумывать самой. Надо продолжать повседневную работу.

Есть и другой аспект данной проблемы. Заключается он в определении ответственности за качество предоставляемых навигационных сигналов. Если ранее было достаточно заявлений ведущих провайдеров, США и России, о том, что сигналы предоставляются международному сообществу на равных и безвозмездных началах, то в настоящее время все актуальнее вопрос о том, кто и как контролирует сигналы и гарантирует их качество. Заметим, что в указанных выше заявлениях многоуважаемые провайдеры не определили ответственность за качество своих сигналов. Эти вопросы в принципе рассматриваются в международных организациях, но это непростая работа и о ее завершении говорить пока рано. Представляется целесообразным рассматривать обсуждаемое заявление американской стороны в качестве очередной точки зрения для дальнейшей проработки международных и национальных подходов обеспечения совместимости и взаимодополняемости глобальных, а также и региональных навигационных систем всех провайдеров и в интересах всех потребителей.

5

Нет, скорее на развитие международного рынка навигационных услуг, и в первую очередь, на снижение их качества на территории США.

6  

Что необходимо предпринять России, ЕС и Китаю для отмены дискриминационного принципа Национальной космической политики США по использованию их ГНСС, только с целью дополнения и укрепления устойчивости GPS?

Вопросы 4 и 6 перекликаются.

Что касается территории США, то применение на ней указанного принципа вряд ли можно считать дискриминационным. Другое дело, если этот принцип будет вынесен на международный уровень. Существующая нормативная и правовая база международных организаций не допускает пока подобных действий. Поэтому основной задачей является не допустить их и в дальнейшем.


Беседовал Константин Крейденко.


Статья опубликована в журнале "Вестник ГЛОНАСС", № 1(22) 2015.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~q3cKy

24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.