Статьи

Почему буксует ГЛОНАСС?

23 Октября 2013
Развитие системы ГЛОНАСС рассматривается как одно из основных направлений инновационного развития страны. Но всё ли делается и делалось государством для оказания помощи в развитии этой деятельности? Что мешает интенсивному внедрению спутниковых навигационных технологий на государственном, региональном, ведомственном уровнях? Как должны развиваться коммерческие навигационно-информационные проекты? На эти и другие темы в интервью «ВГ» размышляет независимый эксперт по вопросам использования результатов космической деятельности в отраслях народного хозяйства страны Семён ВИДНЫЙ.

– Как можно оценить состояние навигационной деятельности в регионах и в стране в целом, а также роль государства в работе по внедрению спутниковых навигационных технологий?

– Если помните, на VI Международном форуме по спутниковой навигации в Москве в апреле 2012 года состоялось совещание под руководством заместителя председателя правительства РФ Владислава Юрьевича Суркова, где были рассмотрены вопросы по внедрению навигационно-информационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития субъектов РФ. Результатом явился протокол № ВС-П7-3пр от 17 апреля 2012 года. Он предписывал в ближайшие полтора года ввести в эксплуатацию систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС»; создать на территориях субъектов Российской Федерации системы высокоточной навигации с использованием системы ГЛОНАСС. Кроме того, ставилась задача создать в регионах унифицированные центры космических услуг в форме открытых акционерных обществ по предоставлению различной навигационной и иной информации с использованием результатов космической деятельности. Требовалось обеспечить информационную совместимость унифицированных средств навигации и системы контроля автомобильного транспорта, создаваемой Ространснадзором.

Также пункт 5 протокола рекомендовал субъектам Российской Федерации до 1 июля 2012 года подписать соглашения о взаимодействии между Минрегионом России, Минтрансом России и региональными операторами по оказанию информационно-навигационных услуг. В том числе содержащие обязательные условия со стороны оператора по долевому финансированию конкретных проектов, предусмотренных соглашением.

Уже 22 июня 2012 года состоялось селекторное совещание с представителями администраций субъектов РФ под руководством руководителя департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ А.Н. Недосекова. На нём были рассмотрены результаты исполнения протокола № ВС-П7-3пр. К тому времени были подписаны четырёхсторонние соглашения с 33 субъектами РФ. Оставшиеся 50 регионов должны были подписать соглашение до 1 июля 2012 года. ОАО «НИС ГЛОНАСС» готово было инвестировать в развитие региональных проектов. На 2012 год выделено Минфином совместно Минрегионразвития около 3-4 млрд руб. Общее финансирование, выделяемое на региональные целевые программы, должно было составить порядка 33 млрд руб. в 2012 году. Выделено более 1 млрд 650 млн рублей на оснащение машин скорой медицинской помощи системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС.

Каковы же реальные результаты этой деятельности, начатой более года назад? «ЭРА-ГЛОНАСС» в эксплуатацию не введена. Системы высокоточной навигации в регионах на базе ГЛОНАСС не созданы. Унифицированные центры космических услуг в форме открытых акционерных обществ не созданы, в основном подписаны соглашения с регионами и «НИС ГЛОНАСС». Информационная совместимость унифицированных средств навигации и системы контроля автомобильного транспорта не разработана и не обеспечена. Выделенные средства в регионы не дошли и не освоены. Система спутникового мониторинга машин скорой помощи работает частично, эффективность никто не проверял, дальнейшее техническое и организационное сопровождение проекта не ведётся.

– Но ведь с 1 января 2013 года действуют требования Минтранса РФ по оснащению транспортных средств категорий «N», «М2» и «М3».

– Да, действуют. Однако правительство и Минтранс не выполнили свои обязательства в полной мере.

Во-первых, указано, что основным органом по взаимодействию Ространснадзора с владельцами транспортных средств является автоматизированный центр контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (АЦКН), а тестирование терминалов проводится в территориальных управлениях Ространснадзора. Начал работу только один из восьми планируемых АЦКН – Центральный. Тестирование не проводится никем, контроль не осуществляется, а территориальные органы Ространснадзора заключают какие-то соглашения с различными региональными коммерческими структурами на передачу данных с терминалов в АЦКН. Последние, в свою очередь, предоставляют услугу владельцам транспортных средств на платной основе по цене, сопоставимой с ценой услуги мониторинга телематического оператора. Налицо двойная переплата за услуги, причём тем, кто фактически не должен этим заниматься.

Во-вторых, в соответствии с приказом Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории «М», используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории «N», используемых для перевозки опасных грузов», – вступили в действие требования к системам и аппаратно-программным комплексам. Они касаются обеспечения информационного взаимодействия с АЦКН, требований к аппаратуре спутниковой навигации, устанавливаемой на транспортные средства категорий «N» и «М», спецификации протокола межсистемного взаимодействия. В данный момент отсутствуют единые чёткие требования к аппаратуре, системе сертификации и проверки, что позволяет иметь на рынке полностью несовместимое и не соответствующее требованиям оборудование. Налицо обман собственников транспортных средств и нажива коммерческих структур при несовершенстве нормативной базы. Требования приказа фактически не выполнены.

– Какие ещё проблемы для собственников транспортных средств наиболее чувствительны в данный момент?

– Проблем много. Например, с тахографами правительство и все управляющие органы сильно просчитались и показали свою полную несостоятельность. Правительство РФ постановлением № 1213 от 23 ноября 2012 года установило, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются министерством транспорта по согласованию с ФСБ и МВД и вступают в силу с 1 апреля 2013 года.

Но дальше всё происходит как всегда у нас. 7 марта 2013 года в Минюсте регистрируется приказ Минтранса РФ № 36 от 13 февраля 2013 года «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». Документ определял требования к транспортным средствам, оснащаемым тахографами с 1 апреля 2013 года.

То есть за три недели до вступления в силу требований по постановлению правительства РФ Минтранс изменил полностью требования к тахографам, центрам по их обслуживанию и категории транспортных средств, подлежащих оснащению, что привело к разорению части коммерческих перевозчиков, установивших тахографы, которые оказались им не нужны. Другая же часть установила тахографы, которые придется менять.

Также остались неразъяснёнными принципы использования тахографов перевозчиками, следующими и по территории РФ, и за границу. На 1 апреля 2013 года новые тахографы отсутствовали, а центров по их установке не существовало. Снова несовершенство нормативной базы и спешка, и снова в проигрыше собственники транспортных средств.

– Получается, что основным виновником сложившейся ситуации, в Вашем понимании, является Правительство РФ?

– Да, и вот очередной пример. В декабре прошлого года руководители субъектов Федерации получили письма руководителя Роскосмоса от 26 декабря 2012 года «О разработке основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности…» с приложенным перечнем поручений Президента РФ от 10 октября 2012 года № Пр-2672. В документах ставится задача по «созданию инфраструктуры Центров космических услуг, обеспечивающих комплексный подход к решению задач эффективного использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития регионов и муниципальных образований».

В частности, в подпункте «в» пункта 1 определено: «…необходимо определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию работ в области использования результатов космической деятельности, а также уточнить задачи и полномочия в этой области других федеральных органов исполнительной власти». Срок исполнения: IV квартал 2012 года.

В пункте 2 определено: «…рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ разработать региональные целевые программы использования результатов космической деятельности».

Роскосмосом разработан проект «Плана мероприятий по реализации Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития её регионов на период до 2030 года». В нём решение вопроса об определении федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию работ в области использования результатов космической деятельности, перенесён на 3 квартал 2013 года с изданием постановления Правительства РФ и определением этим оператором, конечно же, Роскосмоса.
Этот проект указывает на неисполнение поручений Президента РФ Правительством РФ и становится классическим примером непродуманной политики по использованию результатов космической деятельности в стране.

– А какие проблемы сейчас возникли в регионах?

– В регионах сложилась парадоксальная ситуация с количеством структур, занимающихся практически одной и той же деятельностью. К примеру, заключено четырёхстороннее соглашение с оператором по оказанию информационно-навигационных услуг (как правило, с ОАО «НИС ГЛОНАСС»), под который делалась региональная программа. Назначен региональный сетевой оператор (по требованиям ОАО «НИС ГЛОНАСС» как федерального сетевого оператора в прошлом, в основном структуры «М2М телематика»), с непонятными полномочиями. Создан Центр космических услуг, в основном, с региональными структурами, который по типовому назначению (не утверждённому официально) является ключевым элементом региональных навигационно-информационных систем. Эти системы осуществляют сбор, обработку, хранение и предоставление необходимой информации на основе результатов космической деятельности.

Существуют территориальные органы Ространснадзора и АЦКН, которые осуществляют надзор за владельцами определённых транспортных средств и являются определёнными регуляторами по навигационному оборудованию. Появляются единые региональные навигационно-информационные центры в составе региональных навигационно-информационных систем, которые выполняют функции и Ространснадзора, и регионального сетевого оператора, и Центра космических услуг.

Таким образом, в регионе существует огромное количество структур с разным финансированием, созданным по разным документам, но практически с одним функционалом. То есть единого центра нет и не может быть, так как противоречие не разрешено на федеральном уровне. Все эти структуры живут за счёт конечного владельца транспортных средств, который вынужден платить каждому из операторов за услуги непонятные, однотипные.

– Всё-таки вернёмся к федеральному уровню. Какие проблемы видите сейчас?

– Во-первых, отсутствуют документы, разграничивающие полномочия ведомств и структур, а также определяющие единый координирующий орган при Правительстве РФ, который не может быть одной из этих структур – Роскосмос, Минтранс и другие.

Во-вторых, в связи с отсутствием в стране единого плана работ по навигационной деятельности, ведомства проводят политику, приводящую к полному неприятию требований государства, как по использованию системы ГЛОНАСС, так и по результатам использования космической деятельности. Всё это дискредитирует политику государства и вызывает отторжение, непонимание населения, а также приводит к социальным негативным последствиям. Например, к сокращению количества пассажирских перевозчиков, закрытию коммерческих структур, безработице и т.п.

В третьих, на первоначальном пути все ставки были сделаны на существующие институты и коммерческие структуры, которые впоследствии показали свою несостоятельность, коррупционность и неисполнительность.

Кроме того, правительство пока выводов не сделало: в закрытом режиме проводятся все мероприятия, информации по состоянию дел в регионах нет, на конференциях и форумах не освещается ход проводимых работ, не обсуждается текущая ситуация в регионах.

Ещё одна проблема – постоянное изменение требований к оборудованию и протоколам, информационному обмену приводит к тому, что пользователи постоянно покупают всё новое оборудование, выбрасывая старое оборудование, то есть пуская деньги на ветер. От этих необдуманных и хаотичных действий государство получает крохи. А могло бы получать значительно больше, в том числе и положительный имидж органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях.

И ещё. Коррупционная составляющая всех реализуемых проектов огромна, что приводит к нецелевому и неэффективному использованию средств на всех уровнях. Израсходованных средств хватило бы на реализацию всей программы уже сейчас.

– Какие ещё у Вас вопросы к государственной политике в области применения результатов космической деятельности?

– Федеральным сетевым оператором назначено Некоммерческое партнёрство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», которое состоит из коммерческих негосударственных, в основном зарубежных, структур. Но есть Постановление Правительства РФ № 549 от 11 июля 2009 года «О федеральном сетевом операторе в сфере навигационной деятельности» с основными функциями Федерального сетевого оператора. Оно регламентирует (подпункт «к» пункта 2): «…предоставление по запросу уполномоченных федеральных органов исполнительной власти имеющейся у федерального сетевого оператора навигационной информации, в том числе в период мобилизации, военного положения и в военное время, а также для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий».

Получается, что зарубежные структуры на территории РФ имеют всю полноту информации, которая может быть отнесена к категории, составляющей государственную тайну.

Более серьёзная картина складывается вообще по всей информации, связанной с результатами космической деятельности, поскольку вся информация хранится на серверах за рубежом, обрабатывается программами, созданными за рубежом и не аттестованными по работе с гостайной. Кроме того информацией по государственной безопасности владеют коммерческие структуры. Фактически анализ информации проводится за рубежом, а в России она никого в целом не интересует.

Беседовал Константин КРЕЙДЕНКО.

Полная версия статьи опубликована в журнале "Вестник ГЛОНАСС" Сентябрь, 2013 №3 (13)

Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru

ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ ВЕСТНИК ГЛОНАСС

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~QTPa2
24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.