Статьи

ГЛОНАСС всегда будет основой для навигации России

30 Июля 2013

О новых возможностях системы ГЛОНАСС, перспективах использования продуктов космической ГЛОНАСС всегда будет основой для навигации Россиидеятельности в народном хозяйстве и возможной  реорганизации в структуре Роскосмоса рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов.

Каковы перспективы развития системы ГЛОНАСС в ближайшие 10 лет?

Перспективы системы ГЛОНАСС до 2020 года определены утвержденной в марте 2012 года федеральной целевой программой «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы». Задача восстановления системы решена, система ГЛОНАСС получила мировое признание, расширяется ее использование по всему миру. Теперь нам предстоит вывести систему ГЛОНАСС на новый качественный уровень, чтобы те услуги, которые система ГЛОНАСС предоставляет, постоянно улучшались, соответствовали растущим требованиям потребителей всех категорий, а также были не хуже уровня услуг, предоставляемых спутниковыми навигационными системами других стран. Необходимо сохранить конкурентоспособность системы ГЛОНАСС в условиях развития GPS и появления новых систем Galileo и Compass, сделать ее неотъемлемой интегрированной частью мировой навигационной инфраструктуры.

В результате развития система ГЛОНАСС существенно повысит точность навигации, доступность и помехоустойчивость. Это будет обеспечено за счет введения дополнительных новых навигационных сигналов, модернизации космического и наземного сегментов системы. Также появится более совершенная навигационная аппаратура потребителей, интегрированная с микроинерциальными системами, способная одновременно принимать навигационные сигналы от разных навигационных систем в разных частотных диапазонах.

За счет создания новых и развития существующих функциональных дополнений глобальных навигационных спутниковых систем потребитель получит дополнительные возможности решать навигационные задачи уже на сантиметровом уровне точности, работать в условиях городской застройки и горной местности.

За счет совершенствования геодезической основы Российской Федерации, внедрения в систему ГЛОНАСС уточненной геоцентрической системы координат и одновременного внедрения в практику геодезического обеспечения новой геодезической системы координат потребитель получит более совершенные навигационные карты, которые полностью будут соответствовать данным, получаемым от системы ГЛОНАСС.

Все эти мероприятия предусмотрены в новой ФЦП.

Насколько удовлетворен Роскосмос утвержденной ФЦП ГЛОНАСС?

Роскосмос, совместно с другими государственными заказчиками, готовил эту программу и представил ее в Минэкономразвития России. И Программа была в итоге утверждена Правительством. Программа готовилась в нескольких вариантах. Результатом стал компромисс между возможностями государства и потребностями для сохранения конкурентоспособности системы ГЛОНАСС и обеспечения паритета в навигационной независимости России. При этом создаются и необходимые условия для широкомасштабного использования системы ГЛОНАСС.

Эту задачу Программа выполняет.

В то же время, поскольку мир не стоит на месте, реальные потребности жизни часто опережают прогнозы. Поэтому, если появятся новые задачи, у нас существует механизм корректировки программы.

Какие вопросы, на Ваш взгляд, требуют более детальной проработки в следующей ФЦП?

Да, действительно, система ГЛОНАСС будет составлять основу отечественного координатно-временного и навигационного обеспечения еще не одно десятилетие. Поэтому, программа поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС не должна закончиться в 2020 году.

Уже сейчас и у нас, и за рубежом, ведутся исследования и прогнозы о том, какие новые требования к навигации могут появиться, какие новые применения навигационных технологий возникнут. Уже сейчас спутниковые навигационные технологии используются практически во всех отраслях экономики. Навигация станет неотъемлемой частью жизни каждого человека. Потребитель уже сейчас хочет иметь надежную навигацию с помощью своего устройства в любое время в любом месте в условиях различного рода помех, как естественных, так и искусственных, в том числе и преднамеренных. Без дальнейшего совершенствования системы ГЛОНАСС решить такую задачу будет невозможно.

В качестве направлений развития рассматриваются и дальнейшая интеграция спутниковых навигационных технологий с другими источниками навигационной информации, освоение новых частотных диапазонов, выделенных для спутниковой радионавигации, применение более совершенных технологий формирования эфемеридно-временной информации с увеличением оперативности ее обновления на борту.

Каким образом реорганизуется Роскосмос в связи с изменяющимися сферами применения технологий, основанных на спутниковой навигации?

Должна быть создана более эффективная структура управления и координации Программы, чем это есть у нас сейчас. Если все заинтересованные в использовании системы ГЛОНАСС министерства включить в число государственных заказчиков программы, тогда надо включать весь кабинет министров. Это не реально. Необходимо разделить вопросы поддержания и развития системы ГЛОНАСС как базовой системы, предоставляющей услуги навигации, и вопросы дальнейшего ее внедрения и использования. При этом должен сохраниться баланс между этими двумя направлениями при общей координации. Необходимо, чтобы система оперативно реагировала на новые возникающие требования потребителей. При этом не надо забывать, что система ГЛОНАСС – система двойного назначения.

Какие космические продукты, по Вашему мнению, помимо спутниковой навигации, имеют серьезные перспективы для применения в народном хозяйстве России?

Одно из перспективных направлений – оперативное предоставление потребителям результатов дистанционного зондирования Земли с высокоточной привязкой к используемой в России и в мире системе координат, вплоть до предоставления такой информации в реальном времени.
Например, уже сейчас существует потребность в получении в реальном времени ледовой обстановки на Северном морском пути. Капитан судна хочет иметь экран, на котором в реальном времени на карте отображается вся ледовая обстановка по маршруту, да еще и с прогнозом.
Это не простая задача. Здесь объединение услуг и навигации, и связи, и ДЗЗ.

Аналогичные потребности существуют и в других областях.

Виталий Анатольевич Давыдов, статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального космического агентства

Беседовал Константин Крейденко

Редакция благодарит начальника пресс-службы Алексея Кузнецова за организацию интервью

29.01.2013
Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~X5CIS
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.