Его величество Заказчик
Говоря о проблемах в отрасли, я хотел бы привлечь внимание читателей не к тем, кто занимается разработкой системы ГЛОНАСС, оборудования или предлагает услуги на их основе, а к тем, кто это оборудование покупает и использует. Тем, кто до необходимости применения спутниковых навигационных технологий на предприятии, приходит в результате решения задач оптимизации бизнеса, намного проще, они глубоко погружаются в вопрос и почти наверняка знают, что им надо, как оно работает и сколько стоит. Совсем другое дело, когда необходимость применения подобных технологий вдруг становится обязательной. В этом случае, начинается паника, заказчик, никогда ранее не знавший, ни принципы работы, ни возможности спутниковой навигации должен решить главный для себя вопрос, чем и как оснаститься, чтобы не нарушить закон. Тут еще в прессе часто возникает неразбериха с терминологией и вот кто-то уже готов оборудовать свои транспортные средства навигаторами с ГЛОНАСС, а кто-то просто подключить автобус к спутнику.
Возникшим информационным вакуумом активно пользуются. Причем пользуются не только в плохом смысле этого слова, вводя в заблуждение заказчика. Многие компании самостоятельно организовывают семинары, издают брошюры и даже методические рекомендации по применению навигации в определенных областях. Так бизнес пытается заменить утраченный пласт квалифицированных специалистов, некогда именовавшийся Представитель Заказчика. Но проводимой информационно-популяризационной работы явно недостаточно. В США, Китае и Европе инициаторами проведение различных мероприятий, семинаров и школ по спутниковой навигации часто выступает государство в лице профильных структур. Международный комитет по ГНСС, Европейское космическое агентство и аналогичная структура в Китае проводят десятки мероприятий и безусловно учат применять навигационных технологии, но к сожалению, не наши отечественные. А что у нас? А у нас есть школа по спутниковой навигации, международный форум и еще пару мероприятий в год, на которых разработчики и потребители навигационных технологий могут обменяться информацией. Причем есть учебные заведения готовые организовать у себя различные курсы повышения квалификации для различных категорий слушателей и по различным направлениям применения, но для этого у них, как правило, недостаточно собственных средств, а идти по коммерческому пути опасаются в связи с возможным недостатком слушателей. Раз уж есть обязательность в применении технологий ГЛОНАСС в определенных областях, так логичным было бы сделать и обязательным повышение квалификации лиц ответственных за внедрение технологий. Термин, ранее применявшийся к технологии ГЛОНАСС, как технология ресурсосберегающая, сейчас уже практически не используется, хотя очевидно, что применение спутниковой навигации позволяет экономить людские, временные и энергоресурсы, способствует повышению безопасности, доступности и качества услуг. Но многие заказчики об этом не знают. Не знают как помимо выполнения обязательных требований по оснащению еще и повысить прибыль своих предприятий и часто расценивают обязательные требования как дополнительную финансовую нагрузку на бизнес, хотя на самом деле имеют инструмент повышения его эффективности.
Игорь Лисовой, главный редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС».
Статья из журнала "Вестник ГЛОНАСС" № 2(12) 2013
Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru