Статьи

Безопасность на автотранспорте: ГЛОНАСС идёт на помощь

1 Августа 2013

О различных аспектах и проблемах осуществления контрольно-надзорной деятельности за автомобильными перевозками с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS говорится в статье руководителя Федеральной службы по надзору в сфере Безопасность на автотранспорте: ГЛОНАСС идёт на помощьтранспорта (Ространснадзор) А.И.КАСЬЯНОВА.

Анализ показывает, что сегодня состояние безопасности на автотранспорте и качество предоставления транспортных услуг населению в Российской Федерации находится на уровне, не соответствующем потребностям развития экономики. Причин этому несколько.

Под контролем Ространснадзора находится более 430 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные перевозки. По данным ГИБДД МВД в России зарегистрировано более 5,5 млн грузовых автомобилей, в том числе 300 тыс. грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки опасных грузов, и более 900 тыс. автобусов, из которых только 320 тыс. - лицензируемые автобусы.

Автомобильным транспортом перевозится порядка 65% всего объема опасных грузов или более 500 млн тонн ежегодно.

Автобусные перевозки охватывают порядка 75% всех перевозимых пассажиров. Так, за 2011 год перевезено примерно 12 млрд человек. По предварительной информации, в 2012 году этот показатель вырос.

Проблема обеспечения безопасности автоперевозок стоит очень остро и имеют большую общественную значимость. Так, особенностью рисков, возникающих при авариях и инцидентах с опасными грузами, являются обширные очаги поражения, повышенная сложность устранения последствий. Не говоря об авариях на пассажирском автотранспорте, где ценой ошибки становится жизнь и здоровье граждан.

Переход от плановой экономики к рыночной привел к радикальным изменениям в системе управления экономической сферойв целом и автотранспортной отраслью в частности. В результате массовой приватизации и в ходе развития рынка транспортных услуг было ликвидировано централизованное управление в данной сфере.

К основным факторам снижения безопасности на автомобильном транспорте можно отнести, в частности, несоответствие действующих мер административного воздействия тяжести последствий при совершении нарушения, а также несоответствие скорости внесения изменений в нормативную базу скорости формирования новых реалий на рынке транспортных услуг. Кроме того, к снижению уровня безопасности на транспорте привели резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов в автотранспортном комплексе и существенный рост числа автотранспортных средств.

Приходится признать, что по причине сильной раздробленности рынка автотранспортных услуг на мелкие субъекты, сегодня большая часть перевозчиков не способна создать необходимую для обеспечения безопасности перевозочного процесса производственную базу и не имеет квалифицированных специалистов по данному направлению.

Поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии осуществляется на контрактной основе. Так же, как проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, технических осмотров транспортных средств.

Зачастую, в рамках одного муниципального образования имеется один-два специалиста по безопасности дорожного движения, работающих на договорной основе со всеми хозяйствующими субъектами муниципального образования. Данная схема создает предпосылки формального осуществления своих полномочий специалистами по безопасности дорожного движения. При этом действующее законодательство Российской Федерации не позволяет Ространснадзору преостанавливать  деятельностьпредприятий в указанных случаях.

К сожалению, проблемы безопасности на автотранспорте нередко усугубляются некоторыми недочетами законодателей. Например, с принятием Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ была установлена возможность введения уведомительного порядка при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров на нерегулярной основе, то есть по заказу, с сохранением лицензирования только регулярных пассажирских перевозок. Указанный закон, по мысли его авторов, призван был повысить конкурентоспособность в секторе пассажирских перевозок. Но не все удалось учесть. Так, со дня вступления в силу данного закона большинство перевозчиков стали осуществлять регулярные перевозки пассажиров автобусами под видом заказных.

Даже те перевозчики, которым уже были выданы лицензии, стараясь избежать проверки лицензионных требований, подают уведомление о начале осуществления деятельности по перевозке пассажиров на нерегулярной основе и скрывают наличие выданной лицензии. В результате в 2012 году досрочно сдали лицензии около 3,4 тыс. субъектов автотранспортного комплекса, тем самым из-под контроля Ространснадзора было выведено около 23,3 тыс. транспортных средств.

Сегодня сформировалась структурная схема осуществления надзора и контроля автотранспорта на территории Российской Федерации с использованием системы ГЛОНАСС. Она включает в себя, в частности, Центр обработки данных центрального аппарата Главного автоматизированного центра контроля и надзора автомобильного транспорта Ространснадзора. В общей сложности предусмотрены и установленны 63 автоматизированных рабочих места (АРМ) в территориальных управленияях Ространснадзора; 8 центров обработки данных Автоматизированного центра контроля и надзора автомобильного транспорта (АЦКНТ) Ространснадзора по Федеральным округам.

Имеется также 83 региональные навигационно-информационные системы. Такие системы создаются и эксплуатируются в соответствии с соглашением между Минтрансом, Минрегионразвития, субъектом Российской Федерации и сетевым оператором в сфере навигационной деятельности.

В структуру надзора и контроля автотранспорта включены также органы, созданные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими определенный вид деятельности в области автомобильных перевозок пассажиров и опасных грузов. Кроме того, имеются также муниципальные и ведомственные центры, а также диспетчерские центры предприятий в субъектах Российской Федерации

Для усиления надзора и проведения мониторинга сложившейся ситуации необходима новая форма контроля за осуществлением перевозок пассажиров и грузов. Одной из таких форм должно стать использование системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Мониторинг транспортных средств с помощью спутниковой навигации осуществляется путем получения информации от телематического терминала, установленного на транспортном средстве, через спутник, на экран рабочего места оператора.

В рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, Ространснадзором в 2011 году разработана система дистанционного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности при осуществлении перевозок опасных грузов на автомобильном транспорте (СДКН-ОГ). Пилотной зоной для реализации проекта стали центральный аппарат Ространснадзора, дежурно-диспетчерские отделы Центрального и Южного федеральных округов.

В рамках указанной системы реализован ряд функциональных мер и отработаны технологии контроля автомобильного транспорта. В частности, реализованы автоматизированный сбор данных о выданных специальных разрешениях на перевозку опасных грузов; обработка и анализ информации о перевозках опасных грузов автомобильным транспортом; визуальное отображение информации о перемещении транспортных средств; ведение и сопровождение справочников и реестров нормативно-справочной информации; формирование статистических и оперативных отчетов; автоматизированный сбор данных о местоположении территориальных автоматизированных контрольных пунктов, в том числе передвижных.

Вопрос стоит о комплексном внедрении навигационно-информационных систем в субъектах РФ. Эта работа проводится на основе региональных целевых программ внедрения технологий ГЛОНАСС, принятых в субъектах Российской Федерации.

Созданные региональные навигационно-информационные системы, , должны соотноситься с отраслевыми системами мониторинга пассажирского транспорта, транспортных средств для перевозки опасных грузов, транспорта ЖКХ, а также дорожных служб и машин Скорой помощи.

В целом речь идет о слаженном функционировании следующих систем: Система информирования и безопасности на транспорте; Система мониторинга транспорта служб экстренного реагирования; Система мониторинга перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов; Система высокоточного позиционирования; Система взимания платы с грузовых транспортных средств; Система экстренных вызовов «112».

Возможность наблюдения за фактическим перемещением транспортного средства и встроенный сервис, позволяющий получать и систематизировать информацию о нарушениях, допущенных транспортными средствами, в значительной мере повышает контрольно-надзорные возможности Ространснадзора. Пример – информация, получаемая с помощью системы дистанционного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности при осуществлении перевозок опасных грузов на автомобильном транспорте (СДКН-ОГ).

Однако были выявлены недостатки, работа по устранению которых велась в 2012 году.

В межрегиональном территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу развернут и введен в эксплуатацию центр диспетчерского контроля междугородных пассажирских перевозок. В каждом из 7 территориальных отделов госавтодорнадзора МТУ Ространснадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу функционируют по одному рабочему месту. Два рабочих места установлены в Ространснадзоре.

Прием, обработка и временное хранение навигационных и иных данных от региональных диспетчерских центров, созданных на базе автовокзалов, реализованы через унифицированный протокол.

Комплексная информационно-аналитическая система контроля транспортных средств (КИАСК-ТС) предполагает реализацию следующих основных функций:
- автоматический сбор из системы «СКАТ-ДИР» информации, содержащейся в специальных разрешениях на перевозку опасных грузов и лицензиях на перевозку пассажиров;
- автоматический сбор от навигационно-информационных систем мониторинговой информации о движении транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
- автоматический сбор от региональной навигационно-информационной системы мониторинговой информации о движении пассажирского транспорта (в 2012-2014 годы – только для сигналов тревоги, с 2015 года – в полном объеме);
- отображение содержащейся в выданных специальных разрешениях информации о параметрах движения и другой необходимой информации, в том числе с использованием электронной карты местности;
- отображение данных о местоположении контролируемого транспорта с привязкой к согласованному и реальным маршрутам, а также информации из специального разрешения и лицензии;
- выявление нарушений при осуществлении перевозок опасных грузов и пассажиров автомобильным транспортом, поддержка принятия решений по реагированию на нарушения;
- формирование статистических и аналитических отчетов по результатам функционирования комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств.

Работа по созданию региональных диспетчерских центров проводится с 2011 года. Несмотря на наличие финансирования, выделенного субъектам Российской Федерации, задействованным в проекте, поддерживается связь только с тремя региональными диспетчерскими центрами, вместо семи. Данный факт показывает незаинтересованность субъектов Российской Федерации во взаимодействии и сотрудничестве с Ространснадзором по вопросам внедрения системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.

С учетом полученного опыта на основе проведенного мониторинга подключенных транспортных средств появилась возможность выявлять нарушения и привлекать к административной ответственности нарушителей.

По инициативе Ространснадзора и непосредственном его участии разработан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О навигационной деятельности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроект предусматривает административную ответственность за эксплуатацию неоснащенных аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

А также отнесение аппаратуры спутниковой навигации к специальным техническим средствам, показания которых являются основанием для вынесения постановления по делу об административном правонарушении без участия лица, допустившего нарушение, и без составления протокола.

Приказ № 20 разработанный Минтрансом России предусмотрел  предусматриваетпрямое подключение бортового навигационного оборудования к Автоматизированному центру контроля и надзора автомобильного транспорта Ространснадзора .

Однако сложившаяся ситуация с существованием нескольких сотен видов технических протоколов взаимодействия и большое количество автотранспортных средств, подлежащих оснащению ГЛОНАСС, потребовала дополнительного финансирования Ространснадзора в части создания таких автоматизированных центров контроля и надзора автомобильного транспорта. При этом необходимое финансирование не осуществлялось. С целью реализации данного приказа Федеральной службой по надзору в сфере транспорта проведена работа по созданию рабочих мест в территориальных управлениях на базе имеющихся ресурсов Ространснадзора.

В апреле 2012 года заместитель председателя правительства РФ Владислав Сурков на Международном форуме по спутниковой навигации в Москве поручил руководителям федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ решить вопрос о создании в субъектах РФ автоматизированных центров диспетчерского управления и мониторинга за транспортными средствами, используемыми для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.

Во исполнение данного поручения в апреле 2012 года письмом в адрес глав субъектов РФ, Ространснадзор просил проинформировать о проделанной работе в части создания автоматизированных центров диспетчерского управления и мониторинга за транспортными средствами, а также передачи информации в автоматизированные центры контроля и надзора Ространснадзора.

Субъектам РФ было рекомендовано подписать с Минрегионразвития, Минтрансом и операторами по оказанию навигационно-информационных услуг соглашения о взаимодействии, в том числе содержащие обязательные условия со стороны оператора по долевому финансированию конкретных проектов, предусмотренных соглашением.

Речь идет, в частности, о внедрении средств навигации на всех транспортных средствах Скорой помощи и оперативных дежурных сил МВД и МЧС; на всем общественном городском и междугороднем автомобильном транспорте установленных категорий, предназначенном для перевозки пассажиров, в том числе школьных автобусах; на всех транспортных средствах, предназначенных для перевозки опасных грузов.

Предписано обеспечить информационную совместимость унифицированных средств навигации и системы контроля автомобильного транспорта, создаваемой Ространснадзором.

Подписываются соглашения между Минтрансом, Минрегионразвития, сетевым оператором в сфере навигационной деятельности и высшим исполнительным органом власти субъекта РФ о взаимодействии в сфере навигационной деятельности.

При этом Минтрансом России был разработан и направлен на государственную регистрацию приказ № 378, который отменяет действие приказа Минтранса России № 20 и закрепляет, в том числе, необходимость создания и эксплуатации субъектами Российской Федерации региональных навигационно-информационных систем (РНИС).

Одной из основных задач этих систем в рамках указанного документа хотел бы выделить обеспечение их интеграции с Автоматизированным центром контроля и надзора автомобильного транспорта Ространснадзора.

Кроме того, документ возлагает обязанность на региональный навигационно-информационный центр по тестированию абонентского телематического терминала, оформлению и выдачу владельцу транспортного средства документа, подтверждающего оснащение абонентским телематическим терминалом, что ранее было возложено на Ространснадзор приказом Минтранса России № 20.

Создание региональной навигационно-информационной системы субъекта Российской Федерации должно проходить с участием сетевого оператора. При этом должен быть решен вопрос совместных инвестиций в проекты. Оператор отвечает, в частности, за разработку и поставку унифицированных решений.

Субъект Российской Федерации отвечает за разработку и принятие региональной целевой программы внедрения ГЛОНАСС, а также за формирование координационного совета, принятие соответствующих нормативно-правовых актов и предоставление госгарантий.

Региональная навигационно-информационная система включает муниципальные и ведомственные центры. Региональный навигационно-информационный центр взаимодействует с операторами навигационных услуг в регионе, а также диспетчерскими центрами предприятий.

Задачами оператора региональной навигационно-информационной системы являются следующие: объединение ресурсов и компетенций региональных властей и бизнеса для эффективной реализации крупных региональных проектов; совершенствование региональной нормативной правовой базы в сфере навигационной деятельности; обеспечение взаимодействия с Автоматизированным центром контроля и надзора автомобильного транспорта Ространснадзора (в рамках заключенного соглашения).

Создание и статус РНИЦ определяется решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

С сентября 2012 года начата работа по заключению двухсторонних соглашений с региональными навигационно-информационными центрами.

Подписано 85 соглашений в 76 регионах Российской Федерации. Осуществлено тестирование и подключение 57 региональных навигационно-информационных центров. До сих пор не заключены соглашениями с региональными центрами семи субъектов Российской Федерации: республик Ингушетия, Дагестан, Марий-Эл, а также Курганской, Самарской, Сахалинской областей и Ханты-Мансийского автономного округа.

В целях реализации полномочий службы с использованием системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и более полной их реализацией необходимо принятие следующих первоочередных мер: ускорить принятие приказа Минтранса России № 378 до 1 января 2013 года; законодательно закрепить осуществление дистанционного контроля за расписанием движения автобусов на регулярных маршрутах, за соблюдением маршрута движения, за скоростным режимом с помощью спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; закрепить полномочия Ространснснадзора, определенные статьей 23.36 Кодекса об административных правонарушениях РФ в части международных перевозок, так же и на внутрироссийские перевозки опасных грузов по статье 12.21.2 КОАП РФ.

Кроме того, предлагается закрепить административную ответственность за эксплуатацию транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, без оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, если такое оборудование является обязательным, а также с неработающей (блокированной, подвергшейся модификации или неисправной) или с не соответствующей установленным требованиям спутниковой навигацией, а равно с нарушением установленных правил использования ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Необходима также административную ответственность за не предоставление информации как хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим транспортное средство, так и оператором регионального навигационного информационного центра.

Необходимо отнести систему спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS к специальным техническим средствам, показания которых являются основанием для вынесения постановления по делу об административном правонарушении без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и без составления протокола об административном правонарушении; разработать требования к установке телематического оборудования; законодательно закрепить обязательство перевозчика об информировании федерального органа власти о факте осуществления автомобильной перевозки; разработать регламент взаимодействия между перевозчиками и федеральными, региональными органами исполнительной власти.

Целесообразно также отнести неоднократное несоблюдение водителем скоростного режима к грубым нарушениям лицензионных требований.

В случае внесения указанных изменений в действующее законодательство Российской Федерации, использование аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS позволит повысить дисциплину водительского состава перевозчиков пассажиров и грузов, так как появится возможность осуществления постоянного контроля в реальном времени за осуществлением перевозочного процесса.

Этот факт, безусловно, окажет положительное влияние на вопросы безопасности при осуществлении перевозок пассажиров и грузов.

Касьянов Александр Иванович,
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Статья из журнала "Вестник ГЛОНАСС" № 1(10) 2013

Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~nkj2X
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.