Статьи

3D цифровые модели с помощью беспилотников

3 Октября 2022
3D цифровые модели с помощью беспилотников

Создание цифровой модели рельефа с применением беспилотников

Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Специалисты компании Aeromotus, интегратора беспилотных промышленных решений в России и официального дилера DJI, в данной статье рассказывают, как дроны помогают повысить эффективность работ по сбору данных для построения цифровых моделей рельефа.

01.png

Цифровая модель местности с автоматически построенными контурами объекта


Сферы применения цифрового рельефа местности (ЦМР)

Цифровые графические изображения высот местности используются в различных отраслях и позволяют значительно снижать сроки выполнения работ и финансовые затраты.

По словам специалиста Маркшейдерского отдела «ЕвроХим-проект» Дмитрия Хвостанцева: «В 21 году мы выполнили топографическую съемку территории порядка 75 кв. км. в масштабе 1:500, 1:10000. С использованием беспилотников полевая работа у нас заняла 1,5 месяца, а камеральная еще месяца 3. Но думаю, если бы мы делали эту работу классическими методами, в лесу в тайге это у нас могло занять порядка двух лет».

Основные сферы применения ЦМР:

●      Строительство дорог;

●      Маркшейдерские работы, связанные с добычей полезных ископаемых и оптимизацией их вывоза;

●      Определение уровня залегания грунтовых вод;

●      Городское и территориальное планирование;

●      Архитектурные работы;

●      Ландшафтный дизайн крупных территорий;

●      Охрана природных ресурсов;

●      Создание электронных карт.

02.png

Пример цифровой модели местности с картой высот


Цифровая модель рельефа необходимая для успешного начала и проведения целого ряда работ и в других сферах деятельности человека. Благодаря такой модели специалисты получают качественное и всестороннее представление об обследуемом объекте.

03.png

ЦМР в виде плотного облака точек

04.png

ЦМР (рельефа) в виде горизонталей


Как создаются цифровые модели с помощью беспилотника

Цифровая модель рельефа является частью общей карты местности и имеет свои привязки к координатам. При необходимости такая модель может достраиваться за счет последующих съемок близлежащих участков. Это очень удобно при проведении исследовательской деятельности.

Методы сбора информации для составления ЦМР:

● Наземная топографическая съёмка. Требует много усилий, времени, использования специальной аппаратуры, при этом вероятность допущения ошибки выше, чем при использовании нижеперечисленных методов.

● Фотограмметрия, выполняемая летательными аппаратами: спутниками, самолётами или беспилотниками.

● Лазерное сканирование с воздуха с применением дронов, оборудованных лидарами.

● Радиолокационная интерферометрия.

05.png

ЦММ населенного пункта на высоком берегу реки в виде триангуляционной поверхности

06.png

Цифровая модель рельефа в виде карт высот (приближение)


Часто для получения более точных результатов суммируют данные, полученные несколькими методами. Хотя современные методы получения качественной и точной информации при помощи беспилотников давно зарекомендовали себя как одни из самых эффективных.

Разумеется, фотограмметрия и воздушное лазерное сканирование, последующая обработка полученных данных для построения цифровой модели рельефа требует профессиональных знаний и навыков. Инженеры компании Aeromotus на теории и практике обучают новых пользователей беспилотников основам пилотирования дронов и обработки данных. Занятия проводятся всего несколько дней, однако полученных навыков достаточно, чтобы на профессиональном уровне решать при помощи БПЛА задачи производства, бизнес-процессов, научных изысканий и пр.


Пример съемки карьера с помощью воздушного лазерного сканирования

На одном из промышленных предприятий было выполнено воздушное лазерное сканирование (ВЛС) карьера площадью 180 гектаров с помощью беспилотного комплекса Matrice 300 RTK + Zenmuse L1. Время облета территории составило 77 минут при скорости проведения съемки 11,5 м/c. Приэтом высота проведения съемки составила 60 м относительно точки взлета.

07.png

Цифровая модель карьера (ВЛС) 


Беспилотное оборудование для создания ЦМР

Мощные профессиональные камеры и лазерные сканеры, а также активное развитие цифровых инструментов для анализа и обработки данных, превратило беспилотники в незаменимые инструменты для составления ЦМР.

Оптимальные решения для этой цели, по мнению специалистов компании Aeromotus,- это промышленный беспилотный комплекс на основе универсальной летной платформы Matrice 300 RTK в сочетании с подключаемыми полезными нагрузками - камерой для фотограмметрии Zenmuse P1 и лидара Zenmuse L1 для проведения ВЛС.

08.png

Воздушное лазерное сканирование с помощью Zenmuse L1 позволяет получить съемку рельефа даже под кронами деревьев


Универсальная беспилотная платформа DJI Matrice 300 RTK

«Одна платформа – сотня решений» - так называют дрон Matrice 300 RTK. Особенностью данного беспилотника является его универсальность. Благодаря возможности подключения широкого спектра полезных нагрузок (разнообразных камер, тепловизионных датчиков, лидаров и другого оборудования) данный дрон может собирать высокодетализированные данные для выполнения разнообразных работ в самых разных отраслях.

M300 RTK – это флагманский беспилотник промышленного уровня, который сочетает в себе опыт многолетних разработок компании DJI. Благодаря возможности длительного нахождения в воздухе (до 55 минут), дрон способен проводить съемку участков с большой площадью без прерывания миссий. Максимальная скорость беспилотника составляет 84 км/час. Самообогревающийся аккумулятор обеспечивает работу дрона даже при низких температурах (до - 20°С).

09.png

Дрон Matrice 300 RTK + камера для фотограмметрии Zenmuse P1

Связь с M300 RTK поддерживается на большом расстоянии: дрон можно запускать на расстояние до 15 км. При этом дрон имеет защиту по стандарту IP45 для использования в сложных погодных условиях.

Вебинар: Опыт использования профессиональных решений DJI Zenmuse P1 и Zenmuse L1


Камера для фотограмметрии Zenmuse P1

С помощью Zenmuse P1 возможно создавать фотореалистичные трехмерные изображения и облака точек. Камера P1 обладает мощной полнокадровой матрицей 45Мп с разрешением 3:2 (8192×5460) и видео 16:9 (3840×2160).

010.png

Matrice 300 RTK с камерой Zenmuse P1


Лидар DJI Zenmuse L1

Сочетает в себе RGB-камеру с 1-дюймовой CMOS-матрицей, высокоточный блок IMU и модуль Livox LiDAR. Все это обеспечивает высокое качество топографического картографирования и воздушного лазерного сканирования.

Отлично интегрируется с дроном M300 RTK, дает возможность одновременно работать с облаком точек, уменьшать или увеличивать изображения с последующим их переносом на 3D-модель. Лазер абсолютно безопасен для человека и животных. При попадании на глаз или слизистые лазер не вызывает ответной реакции и не наносит вред организму.

011.png

БПЛА Matrice 300 RTK с лидаром DJI Zenmuse L1


Интеграция беспилотных технологий на предприятиях

Без заголовка.pngПри традиционных методах создания цифровых моделей рельефа применяют данные аэрофотосъемки и фотографии, которые делает команда специалистов во время экспедиций. В пользу применения беспилотников говорит то, что БПЛА дешевле пилотируемых аппаратов, имеют в своем арсенале цифровые технологии и технологии ИИ для обработки и хранения полученных данных. Кроме того, усовершенствованные системы навигации позволяют применять дроны в труднодоступной местности. 


Специалисты компании Aeromotus перед каждым внедрением беспилотных технологий проводят анализ поставленных перед предприятием целей и подбирают оптимальное беспилотное оборудование. Затем проводятся пуско-наладочные работы и тестовые запуски, и обучение сотрудников принимающей организации. Дополнительно ко всему перечисленному компания Aeromotus осуществляет постоянную бесплатную техническую консультацию для пользователей дронов на весь период эксплуатации.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~izzxR
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".
09.06.2020
Индийская региональная навигационная спутниковая система (IRNSS) – это автономная система, предназначенная для предоставления геопространственной информации о местоположении в пределах Индийского субконтинента. Проект был разработан ISRO (Индийской организацией космических исследований) и одобрен Правительством Индии в 2006 году. Предполагалось, что он будет завершён и начнёт функционировать в 2016 году.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.