Статьи

3D цифровые модели с помощью беспилотников

3 Октября 2022
3D цифровые модели с помощью беспилотников

Создание цифровой модели рельефа с применением беспилотников

Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Специалисты компании Aeromotus, интегратора беспилотных промышленных решений в России и официального дилера DJI, в данной статье рассказывают, как дроны помогают повысить эффективность работ по сбору данных для построения цифровых моделей рельефа.

01.png

Цифровая модель местности с автоматически построенными контурами объекта


Сферы применения цифрового рельефа местности (ЦМР)

Цифровые графические изображения высот местности используются в различных отраслях и позволяют значительно снижать сроки выполнения работ и финансовые затраты.

По словам специалиста Маркшейдерского отдела «ЕвроХим-проект» Дмитрия Хвостанцева: «В 21 году мы выполнили топографическую съемку территории порядка 75 кв. км. в масштабе 1:500, 1:10000. С использованием беспилотников полевая работа у нас заняла 1,5 месяца, а камеральная еще месяца 3. Но думаю, если бы мы делали эту работу классическими методами, в лесу в тайге это у нас могло занять порядка двух лет».

Основные сферы применения ЦМР:

●      Строительство дорог;

●      Маркшейдерские работы, связанные с добычей полезных ископаемых и оптимизацией их вывоза;

●      Определение уровня залегания грунтовых вод;

●      Городское и территориальное планирование;

●      Архитектурные работы;

●      Ландшафтный дизайн крупных территорий;

●      Охрана природных ресурсов;

●      Создание электронных карт.

02.png

Пример цифровой модели местности с картой высот


Цифровая модель рельефа необходимая для успешного начала и проведения целого ряда работ и в других сферах деятельности человека. Благодаря такой модели специалисты получают качественное и всестороннее представление об обследуемом объекте.

03.png

ЦМР в виде плотного облака точек

04.png

ЦМР (рельефа) в виде горизонталей


Как создаются цифровые модели с помощью беспилотника

Цифровая модель рельефа является частью общей карты местности и имеет свои привязки к координатам. При необходимости такая модель может достраиваться за счет последующих съемок близлежащих участков. Это очень удобно при проведении исследовательской деятельности.

Методы сбора информации для составления ЦМР:

● Наземная топографическая съёмка. Требует много усилий, времени, использования специальной аппаратуры, при этом вероятность допущения ошибки выше, чем при использовании нижеперечисленных методов.

● Фотограмметрия, выполняемая летательными аппаратами: спутниками, самолётами или беспилотниками.

● Лазерное сканирование с воздуха с применением дронов, оборудованных лидарами.

● Радиолокационная интерферометрия.

05.png

ЦММ населенного пункта на высоком берегу реки в виде триангуляционной поверхности

06.png

Цифровая модель рельефа в виде карт высот (приближение)


Часто для получения более точных результатов суммируют данные, полученные несколькими методами. Хотя современные методы получения качественной и точной информации при помощи беспилотников давно зарекомендовали себя как одни из самых эффективных.

Разумеется, фотограмметрия и воздушное лазерное сканирование, последующая обработка полученных данных для построения цифровой модели рельефа требует профессиональных знаний и навыков. Инженеры компании Aeromotus на теории и практике обучают новых пользователей беспилотников основам пилотирования дронов и обработки данных. Занятия проводятся всего несколько дней, однако полученных навыков достаточно, чтобы на профессиональном уровне решать при помощи БПЛА задачи производства, бизнес-процессов, научных изысканий и пр.


Пример съемки карьера с помощью воздушного лазерного сканирования

На одном из промышленных предприятий было выполнено воздушное лазерное сканирование (ВЛС) карьера площадью 180 гектаров с помощью беспилотного комплекса Matrice 300 RTK + Zenmuse L1. Время облета территории составило 77 минут при скорости проведения съемки 11,5 м/c. Приэтом высота проведения съемки составила 60 м относительно точки взлета.

07.png

Цифровая модель карьера (ВЛС) 


Беспилотное оборудование для создания ЦМР

Мощные профессиональные камеры и лазерные сканеры, а также активное развитие цифровых инструментов для анализа и обработки данных, превратило беспилотники в незаменимые инструменты для составления ЦМР.

Оптимальные решения для этой цели, по мнению специалистов компании Aeromotus,- это промышленный беспилотный комплекс на основе универсальной летной платформы Matrice 300 RTK в сочетании с подключаемыми полезными нагрузками - камерой для фотограмметрии Zenmuse P1 и лидара Zenmuse L1 для проведения ВЛС.

08.png

Воздушное лазерное сканирование с помощью Zenmuse L1 позволяет получить съемку рельефа даже под кронами деревьев


Универсальная беспилотная платформа DJI Matrice 300 RTK

«Одна платформа – сотня решений» - так называют дрон Matrice 300 RTK. Особенностью данного беспилотника является его универсальность. Благодаря возможности подключения широкого спектра полезных нагрузок (разнообразных камер, тепловизионных датчиков, лидаров и другого оборудования) данный дрон может собирать высокодетализированные данные для выполнения разнообразных работ в самых разных отраслях.

M300 RTK – это флагманский беспилотник промышленного уровня, который сочетает в себе опыт многолетних разработок компании DJI. Благодаря возможности длительного нахождения в воздухе (до 55 минут), дрон способен проводить съемку участков с большой площадью без прерывания миссий. Максимальная скорость беспилотника составляет 84 км/час. Самообогревающийся аккумулятор обеспечивает работу дрона даже при низких температурах (до - 20°С).

09.png

Дрон Matrice 300 RTK + камера для фотограмметрии Zenmuse P1

Связь с M300 RTK поддерживается на большом расстоянии: дрон можно запускать на расстояние до 15 км. При этом дрон имеет защиту по стандарту IP45 для использования в сложных погодных условиях.

Вебинар: Опыт использования профессиональных решений DJI Zenmuse P1 и Zenmuse L1


Камера для фотограмметрии Zenmuse P1

С помощью Zenmuse P1 возможно создавать фотореалистичные трехмерные изображения и облака точек. Камера P1 обладает мощной полнокадровой матрицей 45Мп с разрешением 3:2 (8192×5460) и видео 16:9 (3840×2160).

010.png

Matrice 300 RTK с камерой Zenmuse P1


Лидар DJI Zenmuse L1

Сочетает в себе RGB-камеру с 1-дюймовой CMOS-матрицей, высокоточный блок IMU и модуль Livox LiDAR. Все это обеспечивает высокое качество топографического картографирования и воздушного лазерного сканирования.

Отлично интегрируется с дроном M300 RTK, дает возможность одновременно работать с облаком точек, уменьшать или увеличивать изображения с последующим их переносом на 3D-модель. Лазер абсолютно безопасен для человека и животных. При попадании на глаз или слизистые лазер не вызывает ответной реакции и не наносит вред организму.

011.png

БПЛА Matrice 300 RTK с лидаром DJI Zenmuse L1


Интеграция беспилотных технологий на предприятиях

Без заголовка.pngПри традиционных методах создания цифровых моделей рельефа применяют данные аэрофотосъемки и фотографии, которые делает команда специалистов во время экспедиций. В пользу применения беспилотников говорит то, что БПЛА дешевле пилотируемых аппаратов, имеют в своем арсенале цифровые технологии и технологии ИИ для обработки и хранения полученных данных. Кроме того, усовершенствованные системы навигации позволяют применять дроны в труднодоступной местности. 


Специалисты компании Aeromotus перед каждым внедрением беспилотных технологий проводят анализ поставленных перед предприятием целей и подбирают оптимальное беспилотное оборудование. Затем проводятся пуско-наладочные работы и тестовые запуски, и обучение сотрудников принимающей организации. Дополнительно ко всему перечисленному компания Aeromotus осуществляет постоянную бесплатную техническую консультацию для пользователей дронов на весь период эксплуатации.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~izzxR
24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.