Статьи

Россия способна решить любые космические задачи

17 Августа 2015
 Россия способна решить любые космические задачи
Руководитель отечественного предприятия по  спутникостроению Николай Тестоедов рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» о перспективах российской космической группировки, путях снижения зависимости от зарубежной электронной компонентной базы и об основных факторах, сдерживающих использование результатов космической деятельности в России.

– В 90-х годах прошлого века отечественная орбитальная группировка насчитывала более 150 космических аппаратов, из которых около половины составляли спутники народнохозяйственного и двойного назначения. Что можно сказать о современном количественном и качественном составе российской группировки? Каких изменений в этой области стоит ожидать в ближней и долгосрочной перспективе?

– Анализ мировой космической деятельности показывает, что в настоящее время безусловным мировым лидером в этой сфере являются США. В мировых ассигнованиях на гражданскую космическую деятельность доля США составляет практически половину.

Значительно расширили космическую деятельность в последние годы Европа, Китай, Индия и Япония.

В рамках существующих отечественных программ планируется обеспечить:

а) доступ и присутствие Российской Федерации в космосе, включая создание нового российского космодрома для запуска космических аппаратов социально-экономического и научного назначения и сохранение конкурентных преимуществ на мировом рынке пусковых услуг российских средств выведения. Это позволит развернуть в ближайшее время орбитальную группировку в составе более 90 космических аппаратов для удовлетворения государственных нужд, причём гарантийный срок активного существования космических аппаратов будет увеличен до 12-15 лет на геостационарной орбите и до 5-7 лет – на низких орбитах, что позволит сократить расходы на поддержание штатного состава орбитальных группировок различного целевого назначения;

б) внедрение новых конкурентоспособных на мировом уровне технологий спутниковой связи, дистанционного зондирования Земли, навигационного обеспечения, поиска и спасения терпящих бедствие, мониторинга чрезвычайных ситуаций, что позволит обеспечить:

предоставление услуг связи на всей территории Российской Федерации, включая северные и приполярные регионы, а также обслуживание абонентов сети в любой точке земного шара;

развитие и повышение конкурентоспособности полностью развёрнутой спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, а также расширение спектра услуг в открытом доступе на основе данных спутниковой навигации;

выполнение Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств по поддержанию космического и наземного сегментов системы КОСПАС-САРСАТ при глобальном обнаружении терпящих бедствие объектов;

повышение уровня информационного обеспечения отраслей социально-экономической сферы.

в) развёртывание в установленном составе российского сегмента Международной космической станции, выполнение программы научно-прикладных исследований и экспериментов;

д) создание научно-технического и технологического заделов по перспективным образцам ракетно-космической техники, а также новых технологий разработки и изготовления перспективной ракетно-космической техники.

– После распада Советского Союза мы практически потеряли единый контур управления космическими аппаратами. Как Вы можете охарактеризовать настоящую ситуацию с достаточностью существующего наземного комплекса управления?

– Да действительно, после распада Советского Союза нам пришлось менять состав НКУ, перестраивать организацию работ. С этими проблемами государственные заказчики, предприятия и организации промышленности справились. Однако технические и программные средства наземных автоматизированных комплексов управления различными КА морально устарели. И перед нами поставлена задача их глубокой модернизации, которая в настоящее время осуществляется в рамках существующих программ.

– Что необходимо предпринять, чтобы снизить зависимость отечественной ракетно‑космической промышленности от импорта станочного парка и электронной компонентной базы?

– Работа по обеспечению ракетно-космической промышленности отечественной радиационностойкой электронной компонентной базой (ЭКБ) проводится Минпромторгом России в рамках существующих федеральных целевых программ.

Роскосмосом согласована с Минпромторгом России номенклатура электронной компонентной базы для обеспечения производства перспективных образцов ракетно-космической техники.

С 2015 года для организаций – разработчиков и изготовителей ракетно-космической техники будет доступна электронная компонентная база, которая позволит обеспечить комплектацию служебных бортовых систем изделий ракетно-космической техники отечественной электронной компонентной базой на уровне 50-60%, а к 2020 году указанный показатель достигнет уровня не менее 90%.

Необходимо проводить мониторинг рынка высоконадёжных электронных компонентов производства стран Юго-Восточной Азии, в основном Китая, по результатам которого выходить на соответствующие межправительственные соглашения, заключение договоров о поставке в Россию ЭКБ для космического применения.

Кроме того, необходимы мероприятия общеотраслевого характера:

создание единого в ракетно-космической промышленности центра закупки, испытаний и сертификации электронной компонентной базы иностранного производства для изделий ракетно-космической техники с предоставлением ему исключительного права поставки электронной компонентной базы предприятиям отрасли;

создание центров проектирования и подготовки производства кластерных технологических линий и специального робототехнического оборудования для автоматизированного производства и сборки элементов космических производственных роботизированных комплексов, технологических КА и космических платформ;

создание центров моделирования, проектирования и подготовки производства специальной технологической оснастки, роботизированных транспортных устройств, обеспечивающих автоматическую сборку изделий РКТ для технологических космических платформ;

восстановление в полном объёме отраслевой и межотраслевой систем обмена информацией о качестве и надёжности ракетно-космической техники между организациями ракетно-космической промышленности, Минобороны России и другими ведомствами.

Чрезвычайно важными и перспективными представляются работы по формированию совместных компаний с ведущими мировыми производителями.

Так, проектом программы стратегического развития  предусматривается создание совместного предприятия с европейской компанией, ориентированного на сборку и интеграцию полезных нагрузок космических аппаратов связи для российских и зарубежных заказчиков, а также разработку новой платформы и оборудования для современных многофункциональных спутников.

Такие стратегические союзы российских компаний будут способствовать получению конкурентных преимуществ за счёт использования научных заделов и ресурсов партнёров (рынки, технологии и др.), а также обеспечат привлечение инвестиций в развитие производства.

– Какова, на Ваш взгляд, степень износа оборудования предприятий ракетно-космической отрасли, и требуется ли глубокая модернизация?

– Доля оборудования с возрастом менее 10 лет на предприятиях ракетно-космической промышленности в 2013 году составляла 15-17%. Около 70% оборудования, обеспечивающего наземную отработку ракетно-космической техники, находится за пределом нормативного срока эксплуатации (20 лет). Состояние технологического оборудования предприятий ракетно-космической промышленности требует проведения реконструкции существующего и приобретения нового технологического оборудования. Такая работа запланирована и проводится в рамках существующих программ.

– Насколько полно и эффективно, по Вашему мнению, в России используется космический продукт, предоставляемый действующими космическими средствами? Каким отраслям народного хозяйства следовало бы обратить больше внимания на услуги космической отрасли?

– Интегральные ключевые элементы космической инфраструктуры составляют базовую социально-экономическую основу для предоставления потребителям отечественными космическими средствами в требуемом объёме и надлежащего качества космических данных и услуг (глобальное высокоточное навигационное поле, данные дистанционного зондирования Земли, данные для фундаментальных космических исследований) и необходимого количества каналов космической связи, вещания и ретрансляции.

Однако приходится констатировать несоответствие достигнутого уровня развития космических систем (комплексов) научного и социально-экономического назначения и темпов внедрения спутниковых технологий в другие сферы социально-экономического развития страны опережающему росту потребностей государственных (муниципальных) структур и населения.

Основными сдерживающими факторами использования результатов космической деятельности являются:

отсутствие нормативной правовой базы использования результатов космической деятельности, которая сегодня регламентирует преимущественно процессы создания ракетно-космической техники, а не её использования;

низкие информированность и активность федеральных и региональных органов исполнительной власти по продвижению космических продуктов и услуг на федеральном уровне и в регионы;

отсутствие системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области использования результатов космической деятельности;

хаотичный спрос на космические продукты и услуги, отсутствие саморегуляции и правил рынка космических услуг, устанавливаемых государством;

низкая активность частного капитала;

отсутствие требований по обязательности использования космических продуктов и услуг в различных сферах социально-экономической деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (как это делается в отношении навигационных услуг системы ГЛОНАСС в области транспорта);

отсутствие единого порядка и правил формирования инфраструктуры пространственных данных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Несмотря на существующие проблемы, количество отраслей экономики, субъектов Российской Федерации, использующих результаты космической деятельности, постоянно возрастает.

Для России развитие прикладных направлений космической деятельности является приоритетным, поскольку именно здесь наблюдается наибольшее отставание от ведущих космических держав. Подобное развитие невозможно без сопутствующего развития технологической базы, обеспечивающей производство космических средств мирового уровня, а также создания условий для деятельности предприятий – операторов космических систем прикладного назначения.

– Какие основные болевые точки развития отечественной космической отрасли Вы могли бы выделить, и почему?

– Несмотря на наличие отдельных положительных тенденций (рост доли космических аппаратов с характеристиками мирового уровня, рост среднего времени активного существования космических аппаратов и др.), проблемы качества и надёжности ракетно-космической техники в последние годы заявляют о себе всё более настойчиво, и существенную роль при этом играет некачественная электронная компонентная база. В настоящее время практически отсутствует отечественная электронная компонентная база, позволяющая предприятиям – разработчикам ракетно-космической техники создавать космические аппараты со сроками активного существования 10-15 лет.

Научно-технический задел и производственно-технологическая база ракетно-космической отрасли практически исчерпали свои потенциальные возможности.

К важной проблеме, стоящей перед ракетно-космической промышленностью, относится также её кадровое обеспечение, в том числе подготовка высококвалифицированных научных работников, специалистов и рабочих кадров, а также создание условий для их закрепления в организациях отрасли.

Указанные проблемы приводят к недостаточной конкурентоспособности отечественных изделий ракетно-космической техники на мировом космическом рынке. Они носят системный характер, и от их решения зависит сохранение за Российской Федерацией лидирующего положения в области космической деятельности, конкурентоспособность высокотехнологичной космической продукции и услуг, использующих спутниковые технологии, и обеспечение национальной безопасности.

– Сейчас стало нормой совместное использование сигнала навигационных космических аппаратов, произведённых в разных странах. Возможно ли в ближайшее время появление другого «интернационального» космического продукта?

– Несомненно. Это становится одним из мировых трендов в космической деятельности. Судите сами.

В рамках выполнения обязательств по системе КОСПАС-САРСАТ разрабатывается космическая система на базе низкоорбитальных космических аппаратов, среднеорбитальных космических аппаратов «Глонасс-К» и геостационарных космических аппаратов «Электро-Л», «Луч-5А», «Луч-5В» с установленной на них аппаратурой поиска и спасания.

Ведущие космические державы в широкой кооперации между космическими агентствами космических держав и мировым научным сообществом осуществляют исследование космоса путём выведения на околоземную орбиту средств наблюдения за космосом и отправки зондов к небесным телам Солнечной системы. Результаты исследований доступны всему мировому сообществу.

Проведение совместных проектов возможно в области космической геодезии. На 2017 год NASA в рамках проекта GRACE планирует запуск спутников нового поколения. ESA также планирует продолжить исследования в развитие проекта GOCE. Целью этих проектов является создание моделей Земли уже на миллиметровом уровне точности. Аналогичные работы проводятся и в Российской Федерации. Наиболее эффективным было бы объединение усилий космических держав в этом направлении с учётом сложившегося разделения труда.

Кроме того, приоритетными в период до 2020 года представляются следующие направления совместных работ:

создание международной космической телекоммуникационной (связь, вещание, ретрансляция, навигация) системы;

полупромышленное и промышленное производство уникальных материалов и различных субстанций в космосе;

удаление с орбит космического мусора (отработавших ресурс космических аппаратов и их фрагментов);

создание международных систем дистанционного зондирования и поиска ресурсов, предупреждения о стихийных бедствиях;

использование в космосе солнечной энергетики и подготовительные работы по созданию энергетических космических средств большой мощности;

использование разработанных в России технологий для создания специальных ракетно-космических средств на случай возникновения опасности столкновения крупного астероида с Землей;

удаление радиоактивных отходов атомной энергетики, которые нельзя хранить в недрах Земли, в специально отведенные места захоронения в космосе (например, к Солнцу, в области Юпитера и др.) и ряд других.

Все эти работы коррелируются с основными направлениями и прогнозируемыми задачами космической деятельности России на ближайшие десятилетия.

– Какие идеи Михаила Фёдоровича Решетнёва стали мировым трендом в спутникостроении?

– Созданная под руководством Решетнёва автоматическая магнитогравитационная система ориентации с практически неограниченным сроком службы обеспечивает полёт многих космических аппаратов, выпускаемых предприятиями страны.

Широко известны работы М.Ф. Решетнёва по комплексному исследованию физики космических факторов, позволяющие найти методы и средства надёжной защиты космических аппаратов от их воздействия.

Большой теоретический и практический вклад, внесённый М.Ф. Решетнёвым в механику композиционных материалов, кинематику трансформируемых конструкций, разработку устройств исполнительной автоматики, позволил создать прецизионные конструкции, успешно работающие в экстремальных условиях космического пространства до 10 и более лет.

Обобщенные результаты научно-теоретических и исследовательских работ, проводимых под руководством М.Ф. Решетнёва, можно рассматривать как новое направление в области специального машиностроения, создания связных, навигационных и геодезических систем.

В наши дни невозможно представить себе жизнь без услуг космических систем связи и телевидения, навигации и спасения.


Беседовал Константин Крейденко


  Интервью опубликовано в журнале "Вестник ГЛОНАСС", № 1(22) 2015.





Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ok8vW

03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.