Статьи

Проблемы развития системы связи РФ внутри текущего пятого технологического цикла

18 Июня 2014
Цель статьи – выявить проблемы, которые возникают по мере развития систем радиосвязи России в текущем 5 м технологическом цикле. Источником возникших проблем явилась рыночная ориентация РФ на развитие системы связи, что привело к стихийному преобладающему внедрению подвижных (сотовых) систем связи. При этом дополнение сетей сотовой связи существующей орбитальной группировкой спутников-ретрансляторов на геостационарной орбите решает ограниченную часть задач информационного обеспечения государства. Преодоление противоречий развития информационных технологий выявило главные тенденции устойчивых высокоинформативных технологий  в космосе и на Земле и их системной интеграции на системном уровне в рамках государственной многофункциональной наземно-космической информационно-навигационной системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН», реализующей преодоление  обозначившегося однобокого пути развития систем связи РФ, обозначившегося в текущем технологическом цикле. Реализация проекта «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» выводит скачкообразно на новый инновационный путь развития информационных систем, опережающий 5 технологический цикл развития с прямым переходом в 6 технологический цикл.

Ключевые слова: Глобальная наземно-космическая информационная система, «ГЛОНИС», многоразовая авиационно-космическая система, «КОСМОПЛАН», информатизация всех сфер социального развития, связь, информационное сообщество.

Введение

В современной экономической теории и практике развития капиталистического производства, начиная с XIX столетия, устойчиво наблюдаются процессы периодического нарушения и восстановления экономического равновесия общественного глобального производства.

Нарушение экономического равновесия общественного производства выражается в наступлении длительных депрессий производства, заканчивающихся глубоким кризисом, приводящим к смене устаревших неэффективных существующих технологий на качественно новую технологическую эпоху. Начиная с XIX века, практически установлено существование «длинных волн» (или технологических циклов) развития с периодичностью около 48-55 лет. Периодичность существования длительных экономических колебаний была проанализирована советским экономистом Н. Кондратьевым [1]. На основе последовательности смены технологий общественного производства Н. Кондратьев сформировал 5 технологических укладов (волн) протяженностью примерно в 50-60 лет, на смене которых происходят инновационные открытия, определяющие следующие длинные волны. По Н. Кондратьеву:

— первая волна (1785 -1835 гг.) сформирована технологическим укладом, основанным на новых технологиях текстильной промышленности и ис-пользования энергии воды;
— вторая волна (1830-1890 гг.) — развитие транспорта, возникновение производства на основе парового двигателя;
— третья волна (1880-1940 гг.) — базируется на использовании электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности, химии, внедрении радиосвязи, телефона, автомобилей. Господствуют монополии. Концентрация капитала;
— четвертая волна (1930-1990 гг.). Это массовое производство автомобилей, самолетов, вооружений, товаров народного потребления. Появляются компьютеры. Атом используется в военных и, затем, в мирных целях. Появились транснациональные компании, осуществляющие инвестиции в рынки различных стран.

Настоящее время соответствует 5 й волне технологического цикла (1985-2035 гг.) Пятая волна по мировой классификации опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Internet, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

В полном соответствии с представленными содержаниями информационных технологий 5 го уклада средства связи и информатики РФ активно развиваются с первой фазы технологического цикла по пути развития частного бизнеса в связи. В результате в стране образованы компании всех видов развивающихся стандартов подвижной связи.

В дополнение к действующему комплексу подвижных средств и развития сетей оптоволоконной связи Департамент связи Министерства связи проводит активную работу по развитию ВОЛС-сетей до поселков с населением более 250 человек с установкой там таксофонов коллективного пользования. Развитие наземной связи дополняется орбитальной группировкой спутников-ретрансляторов на геостационарной орбите. В данном составе средств решается ограниченная часть задач информационного обеспечения государства по территориальному покрытию и, особенно, обеспечения северных территорий.

Системы связи, использующие космические аппараты (КА) на высоких ор-битах (около 40 000 км), имеют два физически непреодолимых недостатка:

- во-первых, большое (до 0,5 с) время распространения сигнала от Земли до КА и до 1 с в обе стороны. Такое время распространения практически не нарушает передачу сигналов звукового и телевизионного вещания, однако, использование телефонии в этом случае целесообразно лишь при отсутствии другого способа связи;

- во-вторых, невозможность обеспечения надежной связи для территорий выше 72о северной и южной широт при использовании КА на геостационарной орбите и соответствующих районов для КА на высокоэллиптических орбитах.

При необходимости построения спутниковой системы связи, охватывающей весь Земной шар, потребуется (9 – 15) КА, из них 3 на геостационарной орбите, остальные на высокоэллиптических орбитах.

Поскольку разработка, изготовление и тестирование аппаратуры тяжелого КА обычно занимает не менее 5 лет, то эксплуатация КА рассчитывается на 15 лет и более. Наземные телекоммуникационные технологии, используя инфраструктуру, практически заменяются через 5-8 лет эксплуатации; следовательно, в этом случае космические аппараты будут использовать устаревшие технологии до 10 лет.

Кажущаяся экономическая выгода от продления срока эксплуатации КА определяется значительной стоимостью его доставки на орбиту, но не учитывает возможности экономии от внедрения новых прогрессивных технологий. Удешевление запуска и отработка замены отдельных блоков или целиком КА должны значительно повысить экономические показатели космических систем связи в целом.

Другим огромным недостатком применяемых систем космической связи является их разобщенность, независимость друг от друга, выливающаяся в дублирование задач; отсюда увеличение стоимости каждой и всей программы в целом. Необходимо конвергировать большинство спутниковых служб и соответственно оборудования  станций, как на КА, так и в земном сегменте. Безусловно, полезна конвергенция спутниковых служб связи и вещания, и радиоопределения, служб исследования Земли и космических исследований, метеорологической службы, радиоастрономической службы со спутниковой службой стандартных частот и сигналов времени.

Однако, в задачи информатизации социального развития государства входят задачи передачи сигналов времени, навигационного обеспечения, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), наблюдения за процессами, происходящими на поверхности Земли, обеспечения задач государственного и корпоративного управления с определенным уровнем конфиденциальности. Но при этом эксплуатируются от-дельные КА наблюдения, системно не связанные в единую информационную си-стему, в целом не обеспечивающую весь необходимый спектр задач и услуг информатизации и социального развития сообщества РФ.

При таком состоянии космические системы практически слабо участвуют в телекоммуникационном и информационном обеспечении гражданского общества и решения проблем безопасности РФ. Многообразие развивающихся разноплановых телекоммуникационных технологий выдвинули необходимое требование интеграции информационных технологий на системном уровне в структуре интегрирован-ной наземно-космической навигационно-информационной системы (ГЛОНИС), основные черты которой представляются для обсуждения [2].

Главным фактором, определяющим возможность создания и функционирования интегрированной системы является переход к эксплуатируемым космическим системам  на основе авиационно-космических многоразовых систем с горизонтальным стартом и посадкой (КОСМОПЛАН) [8]. В совокупности комплексная проблема «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» представляет стратегический инновационный скачкообразный переход на качественно новый путь развития информационных си-стем и средств доставки и возвращения из космоса, решающий возникшие на пер-вой фазе 5 го технологического цикла проблемы становления облика и средств системы связи РФ [9].

Ниже в статье намечаются пути реализации проекта «Обслуживаемой глобальной наземно-космической информационной системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» для построения государственной системы информатизации всех сфер социального развития России.
 
Назначение обслуживаемой глобальной наземно-космической информационно-навигационной системы «ГЛОНИС - КОСМОПЛАН» [2].

Предлагаемый проект при включении в существующие наземные системы телекоммуникаций образует глобальную наземно-космическую государственную систему с широкими функциональными возможностями, обеспечивающими информатизацию всех сфер социального развития и обслуживания мирового информационного сообщества [3].

Система «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» образует следующие системообразующие функции, задачи и цели:

- обеспечение систем государственного управления на всех уровнях на всей территории страны, включая создание общегосударственной системы «Электронная Россия»;
- высокоточного координатно-временного обеспечения (КВО) для навигации, передачи времени и синхронизации разнесенных фазосинхронных систем;
- глобальной ретрансляции сигналов наземных систем связи (резервные и основные каналы);
- дистанционного зондирования поверхности Земли, наблюдения за процессами, происходящими на Земле и в околоземном пространстве;
- информационное обеспечение северных и арктических районов.

Рисунок 1 Структура многофункциональной информационно-навигационной наземно-космической системы ГЛОНИС

Высокая надежность функционирования системы «ГЛОНИС - КОСМОПЛАН» достигается созданием эксплуатируемого космического сегмента на основе авиационно-космической системы (АКС), обеспечивающей выведение КА, съем с орбиты для ремонта и модернизации и выведения отремонтированных КА для повторного функционирования. Периодичность функционирования КА определяется периодичностью смены информационно-связных систем.

Важно отметить, что ремонт КА в наземных условиях позволяет надежно выявить причины отказов и своевременно предусмотреть их устранение в будущем.

Ретроспективный анализ развития информационных технологий.

Главные тенденции устойчивых высокоинформативных технологий на дли-тельном прогнозируемом интервале (более 30-50 лет)  являются:

-    в космосе, — это космическое координатно-временное обеспечение, превышающее достигнутый уровень точности на 1,5-2 порядка, т.е. более чем в 50 раз;
-    на Земле, — это системы связи, включая мобильные, имеющие уже стабильный долгосрочный прогноз развития.

Интеграция указанных наземных и космических технологий позволяет сформировать видение перспективной обслуживаемой многофункциональной наземно-космической информационной системы навигации, связи, наблюдения и управления [4, 5].

Говоря о проблеме информатизации социальной сферы сегодня и в ближайшие годы, а это можно пролонгировать на десятилетие, номенклатура потребностей и количественные показатели можно определить с высокой достоверностью.

Рисунок 2. Структура единого информационного пространства

Практические потребности можно оценивать, исходя из задач программы «Электронная Россия».

Информационное сопряжение космического сегмента системы «ГЛОНИС – КОСМОПЛАН» с постоянно действующими наземными информационными си-стемами определяет чрезвычайно высокое требование надежного функционирования к КА при их нахождении на орбите. Это может быть достигнуто, как выше показано, путем  выведения КА в стационарные условия на Земле для профилактического обслуживания и ремонта.

Структура обслуживаемой глобальной наземно-космической информационно-навигационной системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН».

Система должна состоять из следующих основных элементов:

- орбитальная группировка (ОГ) КА системного верхнего уровня на высоте H=19100 км;
- ОГ целевых КА нижнего уровня на высоте Н=900 км;
- комплекс наземных средств управления, съема, обработки и доставки информации;
- подсистема обеспечения эксплуатации орбитальной группировки КА верх-него и нижнего уровней (АКС).
Оптимальная структура группировки космических аппаратов верхнего уровня составляет в пределе 60 КА, которые распределяются в 12 орбитальных плоскостях, разнесенных на 300, по 5 КА в каждой.

Пути реализации системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» сформированы на основе уже разработанных проектов инновационных космических технологий в ведущих российских предприятиях. К ним относятся многоразовая авиационно-космическая система «КОСМОПЛАН», орбитальная группировка средневысотного уровня для навигационной системы ГЛОНАСС, система эксплуатации орбитальной группировки КА и системы в целом, многогранная наземная информационная под-система связи, которые координируются общим системным проектом. То есть реализуемость создания глобальной системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» обеспечивается использованием уже разработанных в России в настоящее время технологических элементов.

Для КА предлагается использовать платформу «Навигатор» производства НПО им. С.А.Лавочкина со следующими параметрами: максимальная масса — 1500 кг; масса платформы — 700 кг; масса полезной нагрузки — 500 кг; масса за-правки — 150 кг; ориентация — трехосная; точность стабилизации — 0,36 угл.сек./сек.; максимальная потребляемая энергия — 3500 Вт; срок активного существования — более 10 лет. Облик платформы представлен в [2].

Рисунок 3-1. Облик платформы «Навигатор»

Рисунок 3-2. Облик платформы «Навигатор»

Система эксплуатации системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» включает следующие составляющие: многократное использование каждого КА после плановой модернизации и техобслуживания в наземных условиях; периодичность съема КА с орбиты для модернизации через 5 лет; система выведения и возврата КА осуществляется при помощи АКС. На рисунке представлен внешний вид аппарата «КОСМОПЛАН»

Постановка проблемы выведения и возврата КА для их обслуживания на Земле применительно к системе «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» обусловлена рядом причин.

Необходимо согласование во времени функционирования космического и наземного сегментов с периодичностью модернизации ~5 лет, что определяется жизненным циклом смены эпох наземных систем связи. Решить данное противоречие между тенденцией создания КА со сроком службы ~15 лет и необходимостью модернизации с 5-летним периодом можно только по пути решения проблемы возврата КА с помощью АКС для их модернизации и ремонта.

Реализация системы возвращения КА для обслуживания в наземных условиях более чем в 50 раз снижает расходы на выведение системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» в космос в сравнении с однократным использованием КА на отрезке времени 25 лет, так как, разработав и создав наземно-космический аппарат «КОСМОПЛАН», его можно многократно эксплуатировать на протяжении десятков лет.

Указанный перечень причин, показывающих необходимость перехода к обслуживаемым космическим системам, совпадает с тенденциями развития облика авиационно-космических аппаратов.

Рисунок 4.  Многоразовый транспортный воздушно-космический аппарат горизонтального старта и посадки

Основные положения концепции многоразовой авиационно-космической подсистемы (АКС) «КОСМОПЛАН» с горизонтальным стартом:

1. Многоразовая транспортная авиационно-космическая система МТ АКС предназначается для выведения на рабочие орбиты и снятия с орбит с доставкой на Землю КА в диапазоне высот от 200 км до 36000 км; для выведения на опорную орбиту Н=200 км полезных грузов массой до 40 т.
2. МТ АКС в двухступенчатом варианте, когда масса полезного груза, выводимого на орбиту Н=20000 км с возвращением на Землю может составлять не менее 7,5 т (5 КА по 1,5 т).
3. МТ АКС должна осуществлять взлет с аэродромов I класса и посадку на полосу аэродромов I и II классов.
4. Система МТ АКС должна базироваться на технологической инфраструктуре функционирующего авиационно-ремонтного завода самолетов тяжелого класса.
5. Кратность использования планера МТ АКС (срок до ремонта) должна быть не менее 300.
6. Время подготовки МТ АКС к повторному полету не должно превышать 10 дней.

Функционирование системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН».

Модульный принцип построения КА следует из многофункциональной компоновки системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» в целом. Функциональные модули на КА несут в себе функции и аппаратуру всех основных подсистем: космического координатно-временного обеспечения, межспутниковой связи, связи Земля-КА, наблюдения, высокоскоростных квантово-оптических коммутаций и коммуникаций.

Технологии, закладываемые в основу штатного функционирования системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН», по исходному замыслу являются технологиями автономного функционирования, позволяющими выполнять целевые задачи независимо от прямого участия человека в контуре управления подсистемами и системой в целом. В системе предполагается реализация принципа автономного функционирования с управлением по данным телеметрического контроля и вторичного измерительного контура средствами наземного контура управления (НКУ) [7].

Информационная часть системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» состоит из 2 основных подсистем.

Наземная информационная подсистема систем связи включает мобильные системы, базирующиеся на сетях РЛС и оптоволоконной связи. В рамках наземной подсистемы реализуются все модули и формы информационных телекоммуникаций, действующих в рамках информационных оптоволоконных сетей, которые в основном охватывают крупные центры города, района и пока не охватывают большую часть территории России с малой плотностью населения. В этом контуре мо-гут реализовываться все виды информационного обеспечения для всех видов информационного взаимодействия в сферах науки, экономики, медицины, промышленности, образования.

Космическая подсистема системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» вносит принципиально новые системообразующие функции и решения, вносящие информационные составляющие и не решаемые наземным сегментом: обеспечение систем государственного управления на всех уровнях на всей территории России; высоко-точного координатно–временного обеспечения; навигации, передачи времени и синхронизации разнесенных фазосинхронных систем, позволяющих, например, увеличить пропускную способность каналов связи, включая спутниковые [6,7]; дистанционного зондирования, наблюдения за процессами, происходящими на Земле, в околоземном и космическом пространстве;  информационное обеспечение северных и арктических районов.

5. Многофункциональная интегрированная информационная система в структуре информационного пространства

Выводы.

Эффективная реализация обслуживаемой глобальной навигационно-информационной системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» возможна при проведении ряда целевых проектов, структурированных и согласованных общим системным проектом [8].

Руководство разработкой проекта системы «ГЛОНИС-КОСМОПЛАН» должно осуществляться Генеральной Дирекцией при взаимодействии с межведомственной рабочей группой высококвалифицированных специалистов.

Авторы
Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ):
Артем Сергеевич Аджемов, д.т.н., профессор, ректор МТУСИ
Сергей Львович Мишенков, д.т.н., профессор
Николай Исаакович Смирнов, д.т.н., профессор


Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского (РАКЦ):
Владимир Дмитриевич Кусков к.т.н., действительный член РАКЦ
Елена Львовна Новикова, член-корреспондент РАКЦ


Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru

Литература
1.    Д.С.Львов, С.Ю.Глазьев Теоретические и прикладные аспекты управления НТП//Экономика и математические методы. 1986. №5
2.    А.С.Аджемов, С.Л.Мишенков, Н.И.Смирнов, В.Д.Кусков, Е.Л.Новикова. Глобальная наземно-космическая информационная система ГЛОНИС: необходи-мость проектирования// Вестник ГЛОНАСС. Межотраслевой журнал навигацион-ных технологий. –М.: 2013 г. - №4(15)
3.    Н.И.Смирнов, В.Д.Кусков, Ю.А.Караваев, Е.Л.Новикова. Концепция по-строения глобальной спутниковой системы связи, навигации, мониторин-га//Доклады Второй отраслевой НТК «Технологии информационного общества». –М.: ООО «НД Медиа Паблишер», 2008 г.
4.    В.Д.Кусков, Е.Л.Новикова. Будущее космонавтики - в интегра-ции//Российский космос. – М.: 2006 г. - №5
5.    С.Л.Мишенков, Н.И.Смирнов, С.В.Мельник, Е.Н.Петрова. Перспектива использования модернизируемой навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в качестве многофункциональной спутниковой системы//T-Comm.Системы по-движной связи и цифрового телерадиовещания-№9, 2011т.
6.    В.Д.Шаргородский, А.А.Федотов, В.В.Пасынков, А.Н.Жуков и др. Система высокоточного определения эфемерид и временных поправок//Межотраслевой журнал навигационных технологий: Вестник ГЛОНАСС. Спецвыпуск. Октябрь 2012 г.
7.    А.С.Аждемов, С.Л.Мишенков, Н.И.Смирнов, В.Д.Кусков, Е.Л.Новикова. Перспективы создания системы распределения сигналов точного времени на осно-ве космической навигационной системы ГЛОНАСС//T-Comm.Телекоммуникации и транспорт.-№5, 2010 г.
8.    А.С.Аджемов, С.Л.Мишенков, Н.И.Смирнов, В.Д.Кусков, Е.Л.Новикова. О проектировании в России обслуживаемой глобальной наземно-космической ин-формационной системы (ГЛОНИС). Сборник докладов международного научно-технического семинара «Системы синхронизации формирования и обработки сиг-налов в инфокоммуникациях», «СИНХРОИНФО 2013», 2 июля 2013 г., г.Ярославль. – М.: ООО «БРИЗ-М».
9.    А.С.Аджемов, С.Л.Мишенков, Н.И.Смирнов, В.Д.Кусков, Е.Л.Новикова. Современный взгляд на построение глобальной наземно-космической информаци-онно-навигационной системы//Т-com. Телекоммуникации и транспорт.-№4, 2014 г.
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~3U1Ea

03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.