Стоит ли открывать геопространственные данные самоуправляемых автомобилей
По мере дальнейшего развития самоуправляемых автомобилей будет накапливаться всё больше данных¸ полученных благодаря автомобильным навигационным технологиям. Поднимаются вопросы, рассматривающие проблемы приватности, собственности, кибербезопасности и общественной безопасности. Как же будут собираться и храниться строго охраняемые картографические данные?
Геопространственные данные могут использоваться для создания новых карт, идентифицирующих пространства, где мы живём и путешествуем, сообщает интернет-издание Space Daily. Эта информация сейчас живёт в технологических и корпоративных чёрных ящиках. В исследования Дартмутского колледжа, опубликованном в Cartographic Perspectives, утверждается, что эти чёрные ящики должны быть более прозрачны для того, чтобы данные использовались с большей пользой.
Данные, включая характеристики трафика и образования заторов, о том, где пешеходы пересекают улицы, какие здания и бизнесы имеют Wi-Fi, и другие детали – всё это может быть монетизировано.
Компании могут обладать интеллектуальной собственностью и иметь экономические интересы в защите геопространственных данных. Вместе с тем, местные правительства, честные граждане и другие действующие лица также проявляют интерес в использовании этих данных для принятия обоснованных решений по управлению трафиком, городскому планированию, размещению общественных средств и других проектов.
«Самоуправляемые автомобили смогут трансформировать нашу транспортную сеть и общество в целом, - говорит Луис Ф. Альварец Леон, профессор географии Дартмутского колледжа. – Они фундаментально изменяют способ жизни наших городов и общин. Но данные спрятаны в чёрных ящиках, и мы не знаем, кто может их видеть, оценивать и получать от них прибыль. Законы об использовании данных от самоуправляемых авто недостаточны, и это отрицательно отражается на приватности и общественной безопасности».
Автор исследования рассуждает о том, как законодательные инициативы, создание открытых источников и хакинг помогут открыть чёрные ящики, позволив пользователям и правительству получить доступ к информации, собранной обществом. Каждый из предложенных подходов имеет потенциальные риски и выгоды, поэтому необходимы публичные дебаты о праве собственности на геопространственные данные и их использование.
Автопроизводители обычно претендуют на то, чтобы быть эксклюзивными держателями информации, получаемой от машин. Но законодательство должно противостоять ограничениям в распространении информации, предлагает автор исследования. Данные с самоуправляемых авто должны быть доступными для широкой публики, и общество необходимо шире информировать о потенциале использования этих данных.
Такие компании онлайн-образования как Udacity предлагают программу дополнительного обучения инженеров самоуправляемых автомобилей, где студенты изучают, разрабатывают и совершенствуют коды для автономных систем. Оставаясь экономической и интеллектуальной собственностью автопроизводителей, данные приобретают большую прозрачность и могут шире использоваться другими участниками движения.
Подписывайтесь на канал «Вестник ГЛОНАСС» в TamTam