Радужные перспективы наткнутся на суровую реальность
Угроза террористических атак и технических неполадок, которые могут вызвать трагические ситуации с дронами может сказаться на развитии сервисов и услуг с беспилотными технологиями самым негативным образом. Похоже, что не всё будет так радужно, как представлялось раньше, когда нам обещали, что заказы с почты, пиццу и тому подобное скоро будут доставлять дронами.
«Радужные перспективы можно реализовать хоть сейчас, если для этого создать все необходимые условия, - говорит Алексей Муравьёв, начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС. – Но на работу тех же беспилотных автомобилей влияет и погода, и отсутствие разметки дороги, и какие-то разрушения участков дороги, и технические ошибки… То есть нужен идеальный мир без проблем и чрезвычайных ситуаций, когда всё идёт по плану и вмешиваться не приходится. Но без неожиданностей, без неприятностей никогда ничего не обходится. Причем злонамеренность нельзя выявить заранее. Если какой-нибудь дрон ушёл с заданного маршрута, то возникает несколько возможных вариантов: либо он преднамеренно это сделал, выполняя команду злоумышленника, либо произошёл какой-то программный или технический сбой. Даже если будет создан оператор, который станет осуществлять мониторинг воздушного пространства, он увидит на экране монитора лишь уходящую в запретную область точку. Если дрон-нарушитель будет учтён в единой базе, то диспетчер сможет установить владельца, маршрут, возможно, задачи дрона, его тип, но он не сможет никаким образом повлиять на его деятельность. Это не самолёт, который можно вызвать по радиосвязи и предупредить об уходе с маршрута, выяснить причины странного поведения. И ведь технических сбоев будет очень много. Известно, например, что в международной системе поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ происходит намного больше ложных, чем истинных вызовов. Та же ситуация – с системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Там вызов абонента фильтруется специальным колл-центром, операторы которого, получив сигнал бедствия, должны удостовериться в истинности сигнала. И у оператора беспилотников тоже должны быть возможности выяснить ситуацию, иметь организационные и технические меры по реагированию на различные ситуации. А если дронов будут миллионы? Тогда перед нами встанет задача, по своему объёму аналогичная созданию системы «ЭРА-ГЛОНАСС».