Статьи

«ЭРА-ГЛОНАСС» - система с большим потенциалом

17 Мая 2016

Система экстренного реагирования при авариях и иных происшествиях на дорогах, известная под названием «ЭРА-ГЛОНАСС», долгожданно вступила в основной этап своего жизненного цикла – передачу информации о дорожно-транспортных происшествиях в режиме реального времени, требующих выезда на место события экстренных оперативных служб для оказания помощи пострадавшим. На вопросы журнала «Вестник ГЛОНАСС» отвечает генеральный директор акционерного общества «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков.

– Андрей Николаевич, прошёл год с момента создания АО «ГЛОНАСС». Каковы первые итоги деятельности за этот год и какие ближайшие планы?

– Фактически акционерное  общество «ГЛОНАСС» было создано в конце июня 2015 года, а начало деятельность после того, как появились первые средства – полноценная работа начата с 1 октября. С 1 января 2016 года мы стали операторами государственной автоматизированной информационной системы (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС». В декабре 2015 года по явились первые автомобили, оборудованные устройствами для экстренных вызовов, от них начали поступать первые экстренные звонки.

У предыдущего эксплуатанта, НП «ГЛОНАСС», мы приняли оборудование, совместно с ними провели обучение людей. Большой коллектив технических работников перешёл к нам из  НП. Сегодня мы продолжаем эксплуатировать и развивать систему, разрабатываем наши внутренние нормативы по её эксплуатации. «ЭРА-ГЛОНАСС» находится в полностью рабочем состоянии.

– По последним сообщениям СМИ, уже было выручено пятеро автолюбителей, которые попали в неприятную дорожную ситуацию, это так?

– По состоянию на 20 марта в «ЭРА-ГЛОНАСС» поступило 12 вызовов, по которым наши операторы обращались в дежурные части МВД для оказания помощи находящимся в автомобиле. Сказать, сколько там было людей, мы не можем, это не наша компетенция. Наша задача – принять экстренный вызов и срочно организовать его передачу в службу экстренного реагирования для принятия мер. Из  12 случаев было три два автоматических вызова – в результате серьёзных аварий. В одном случае люди не могли даже с нами разговаривать.

Оператор установил соединение с экстренны ми оперативными службами в регионе, откуда поступил вызов, людям была оказана экстренная помощь. Наш опыт показал, что даже после аварии, не повлекшей вреда здоровью, чело век находится в шоковом состоянии и зачастую не может найти телефон, вспомнить номер служб спасения, не говоря уже о тяжёлых ДТП, когда пассажиры автомобиля не имеют физической возможности вызвать помощь.

– Андрей Николаевич, напомните нашим читателям, из чего состоит и как функционирует система «ЭРА-ГЛОНАСС».

– Наша система имеет распределённую инфраструктуру. В каждом субъекте Российской Федерации у нас находится телекоммуникационное оборудование, принимающее сигнал от автомобиля о произошедшем событии. После этого сигнал по каналам связи поступает в фильтрующий контакт-центр «ЭРА-ГЛОНАСС». Сегодня у нас два колл-центра: один в Москве, второй в Курске. В контакт-центре наш оператор проверяет, связан ли поступивший звонок с реальным происшествием или нет. Сейчас идёт очень большой процент вызовов, при которых люди просто хотят узнать, что это за кнопка. Также есть звонки из дилерских центров: когда человек покупает машину, менеджеры салона ему рассказывают о предустановленном устройстве системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и показывают, как им воспользоваться. В нашей классификации – это ложные с точки зрения необходимости реагирования вызовы. Экстренный вызов из транспортного средства, проходя по инфраструктуре ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», попадает в фильтрующий контакт-центр оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом в субъекте РФ элементом инфраструктуры является региональный коммутационный узел, обеспечивающий передачу голосового вызова с регионального на федеральный уровень. После обработки вызова в фильтрующем контакт-центре и принятии решения о его истинности (требуется реагирование) информация передаётся в экстренные оперативные службы. При этом система обеспечивает установление и поддержание голосового соединения между пассажирами транспортного средства, из которого поступил вызов, и службами экстренного реагирования. Сама инфраструктура ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» имеет очень высокую степень надёжности за счёт резервирования её элементов – ведь речь идёт о спасении жизни людей. Передача экстренного вызова обеспечивается по сетям федерального сотового оператора (МТС, МЕГАФОН И БИЛАЙН), имеющего в месте экстренного вызова лучшие параметры сигнала. Это значительно повышает надёжность передачи вызова. Также мы начинаем уделять большое внимание вопросам информационной без опасности, связанным с защитой системы как от случайного, так и от намеренного несанкционированного проникновения. «ЭРА-ГЛОНАСС» – живой организм, который продолжает развиваться, поскольку к системе предъявляются требования, обеспечивающие сегодняшние реалии и учитывающие будущее развитие.

– Ясно, что давать даже предварительные оценки эффективности системы рано. Всё таки прошёл небольшой срок её целевого функционирования. Но вы же собираетесь анализировать и подводить итоги? Когда можно ожидать первых оценок эффективности «ЭРА-ГЛОНАСС»?

– В соответствии с нормативными актами мы ежегодно предоставляем отчёт о проделанной работе. Также у нас есть своя внутренняя от чётность. Каждый день мы получаем информацию о том, сколько прошло вызовов, сколько из них истинных, сколько ложных. Еженедельно наши специалисты совместно с нашими партнёрами проводят анализ, как сработала«ЭРА-ГЛОНАСС», были ли какие-то инциденты, которые влияют на её надёжность. У нас ведёт ся круглосуточный мониторинг работоспособности узлов. Мы будем информировать наших потенциальных и уже существующих клиентов о том, как работает система.

– С вашего портала?

– Да. Мы будем публиковать у себя на сайте информацию о том, сколько поступает вызовов и как мы их отрабатываем.

– И какие-то общие вопросы, чтобы парировать этот человеческий фактор любопытства, тоже будет на портале? То есть человек может зайти к вам на сайт и узнать?

– Сейчас мы ведём работу с автопроизводителями. На нашем сайте должны появиться выдержки из руководств по эксплуатации каждого автомобиля, включающие инструкции по пользованию устройствами экстренного вызова оперативных служб, установленными в автомобиле. Мы смотрим, насколько удачно составлены руководства по эксплуатации устройств – всё ли будет понятно автовладельцу.

– Многие страны работают над системой, аналогичной «ЭРА-ГЛОНАСС». Это и бразильская SIMRAV, проект США NG911, европейская eCall, казахстанская ЭВАК, белорусская ЭРА-РБ. Но если белорусская и казахская системы всё-таки являются практически «дочками» российской, а Бразилия и США находятся за океаном, что не делает интеграцию с «ЭРА-ГЛОНАСС» критической, то как обстоят дела с нашими европейскими партнёрами?

– Страны Евросоюза планируют ввести систему экстренного реагирования на дорожно-транспортные и иные происшествия на дорогах (eCall) в 2018 году.  Техническими требованиями заложена гармонизация работы устройств вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» и eCall. Проведено большое количество технических мероприятий, подтверждающих гармонизацию функционирования систем. В ближайшие месяцы мы планируем протестировать терминалы eCall, которые будут находиться на территории Российской Федерации – проверим синхронизацию терминалов eCall с «ЭРА-ГЛОНАСС». Наше взаимодействие необходимо наращивать и расширять.

Что касается дополнительных сервисов – без сомнений, этот рынок будет расти очень быстро, все мы видим, что сегодня автомобиль становится большим гаджетом.

Вспомним конец 1970х… Тогда требование делать привязные ремни на старом Москвиче вызывало огромное возмущение, а сегодня это норма. Когда я сажусь в машину, мой внук всегда спрашивает: «Деда, а ты пристегнул ремень?». В менталитете его сверстников не пристёгнутый ремень является нарушением – и не потому, что тебя оштрафуют, а потому что от этого зависит безопасность твоей жизни. То же самое будет происходить и здесь.

– Ясно, что вы, через какое-то время, а может уже сейчас, будете готовы к экспорту технологий, которые получаются вокруг и самого устройства, и наращивания вокруг него сервисных услуг.

– Самый большой экспортный потенциал – это сама технология «ЭРА-ГЛОНАСС», которая реализована на государственном уровне впервые в мире. Сейчас многие изучают опыт России по созданию и развитию системы, в том числе её нормативно-правовому регулированию.

Интерес проявляют наши коллеги из Индии, Китая, Европы, я уже не говорю о странах Таможенного Союза. Сегодня нам есть что показать, и наши успехи связаны не только со спасением людей на дорогах, у нас также есть хорошие результаты, связанные с возможностью использования созданной инфраструктуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» по оказанию дополнительных навигационно-информационных услуг.

– Значит, уже сейчас «ЭРА-ГЛОНАСС» может стать тем самым катализатором, вокруг которого будет появляться определённый дополнительный рынок? То есть можно пред видеть появление новых видов услуг, рост рабочих мест и, разумеется, расширение налогооблагаемой базы для государства?

– В стратегии развития АО «ГЛОНАСС» среди прочего указано «создание экосистемы сервис провайдеров», которые должны стать нашими партнёрами на взаимовыгодных условиях. Мы готовы быть партнёрами для тех, кто начинает разрабатывать сервисы; предоставлять возможности тестирования тех или иных сервисов с использованием нашей инфраструктуры и потом, соответственно, совместно развивать эти сервисы как в локальной, так и в облачной технологии.

Мы предлагаем объединять усилия. Сегодня создаётся много идентичных продуктов – на это уходит очень много сил и времени. Есть вещи, которые являются базовыми, но каждый начинает самостоятельно разрабатывать эту базовую платформу у себя. Это очень большие траты не только на её разработку, но и на поддержание и постоянное совершенствование. Было бы гораздо целесообразнее потратить больше средств на развитие конечного сервиса. Мы открыты для общения. Интерес к возможности использования инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» очень большой, сейчас многое будет зависеть от того, насколько быстро автомобили будут оснащаться устройствами.

– Вы предлагаете фактически не повторять те ошибки, которые были допущены ранее, и делиться результатами с теми, кто пожелает с вами сотрудничать?

– Да, совершенно верно.

– Сейчас в основном используются абсолютные навигационные измерения. Однако существуют средства и методы, позволяющие существенно увеличить точность. Вы собираетесь использовать в  системе «ЭРА-ГЛОНАСС» высокоточную навигацию? И насколько, по Вашему мнению, велика потребность в этих функциональных дополнениях?

– На сегодняшний день высокоточная навигация по проекту «ЭРА-ГЛОНАСС» развёрнута в Ленинградской области, в республике Башкирия, в Крыму. Есть планы продвижения дальше. Здесь важно, что она создавалась в соответствии с требованиями, которые установлены для высокоточной навигации. Все приборы прошли поверку и являются средствами измерения. Потребность в сервисах, основанных на высокоточной навигации, будет только расти.  В первую очередь думаем о геодезических и кадастровых работах, но на самом деле рынок здесь гораздо шире.

– Однако потребности растут.

– Потребности большие, начиная от страховой телематики и заканчивая использованием высокоточной навигации для контроля перемещения транспортных средств. Развивается рынок автоматизированных беспилотных автомобилей – он невозможен без применения высокоточной навигации. Надо сказать, что технологии идут вперёд очень быстро, их стоимость снижается – они становятся доступнее, количество потребителей увеличивается.

– Существует ли у АО «ГЛОНАСС» какая либо инвестиционная программа для российского и зарубежного бизнеса? Будет ли возможность участия в этой программе как с операторами, так и по развитию сервис ных услуг?

– Инвестиционная программа есть, она разрабатывалась в соответствии с нашей стратегией. Сейчас мы занимаемся подготовкой наших предложений по развитию сервисов, их финансовоэкономической оциф ровкой. Очень важно не только продумать сервис, но и получить устройство,  которое

будет этот сервис обеспечивать. У нас есть соглашение с Российским союзом автостраховщиков о совместной отработке оптимальных требований для оказания услуг ОСАГО по Европротоколу – требований к прибору, который это будет делать. В ближайшее время мы начнём проводить эту работу уже вместе с производителями устройств и со страховщиками.

– Выходит, вы подходите к решению межведомственных проблем в применении технологий. В России достаточно много заказчиков, использующих космический продукт. Однако многие работы зачастую дублируются или существенно повторяют друг друга, из-за чего государственные рас ходы выглядят неоптимизированными.

– При создании акционерного общества «ГЛОНАСС» государство предусмотрело очень важный пункт в законе. Государственные органы, использующие навигационные данные, прежде чем создавать у себя информационные системы, должны обратиться в АО «ГЛОНАСС», и возможности использования государствен ной инфраструктуры в их интересах. Этот пункт направлен на то, чтобы, во-первых, экономить государственные деньги, а во-вторых, получать унифицированные решения, чтобы каждый государственный орган или организация не тратили средства на аналогичную разработку и решение.

– Андрей Николаевич, есть ещё один,  на мой взгляд, сверхважный вопрос – это проблема подготовки кадров. Не кажется ли Вам, что эта проблема сейчас решается крайне вяло?

– Говоря о подготовке специалистов в области навигационно-информационных технологий, конечно, надо разделять два направления: один большой блок – это те, кто пишет программные продукты, их поддерживает; второй блок – те, кто занимается железом и делает соответствующие приборы. Но, конечно, сначала надо готовить «универсального солдата». Программы подготовки в вузах не успевают за изменениями реально го рынка, за ростом технологий, и это понятно: поменять программу, добавить новое – для вузов это длительный процесс.

Все мы понимаем, что цикл обучения специалиста сегодня не заканчивается в вузе. Но и получение качественного вузовского образования становится проблемой в том случае, если вузы «оторваны от жизни». Надо сказать, что самим организациям, в том числе АО «ГЛОНАСС», очень сложно написать для вуза свои требования к этому специалисту. Эти требования будут актуальны только какое-то время – условно говоря, 57 лет. К примеру, со всем недавно знаний Oracle было достаточно, а сегодня появились другие продукты, знать которые необходимо. Нужна подготовка много платформенных специалистов. Я пока не знаю, как это реализовать на практике – возможно, применить подход с выбором специализации на старших курсах.

– Когда нас обучали, мы с четвёртого курса уже специализацию получали.

– Сегодня тоже нужно делать такую специализацию. Для этого необходимо сформировать образовательные программы. Если же у вуза не прописано в программе, что нужно давать такие-то конкретные знания, всё остальное будет являться факультативом для небольшой группы студентов, которые просто проявили к этому интерес. Для того, чтобы формировать в ряде вузов программы подготовки специалистов с учётом потребностей растущего информационного и навигационного рынка, нужна планомерная работа. Мы готовы войти в диалог с Министерством образования Российской Федерации и принять в этой работе активное участие.


Беседовал Константин Крейденко

Редакция журнала «Вестник ГЛОНАСС» благодарит пресс-службу АО «ГЛОНАСС» за организацию интервью


Полная версия статьи доступна в электронной версии журнала "Вестник ГЛОНАСС"


Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС"
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~e8biO

03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.