Статьи

Аппаратура спутниковой навигации: оценка соответствия

7 Августа 2013

Последние годы характеризуются широкомасштабным внедрением спутниковых навигационных технологий и аппаратуры спутниковой навигации практически во всех областях деятельности. Обязательность применения аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS при осуществлении соответствующих видов транспортной деятельности, включая наличие обязательных требований Аппаратура спутниковой навигации: оценка соответствияк самой аппаратуре, поставили в разряд весьма актуальных проблему установления форм оценки ее соответствия установленным требованиям. Однако решение этой проблемы зачастую бывает сопряжено с определенными трудностями. Анализу ряда аспектов данной проблемы посвящена эта статья.

Наиболее массовое применение аппаратуры спутниковой навигации наблюдается в транспортном комплексе и, особенно, на наземном транспорте. Навигационные устройства, устанавливаемые на автомобили разного класса, широко используются в системах мониторинга и диспетчеризации перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов. Предусматривается применение этой аппаратуры в системе экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС), а также в системе взимания платы за проезд по автодорогам федерального значения большегрузного транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Навигационные устройства используются также в системах контроля режимов труда и отдыха водителей (системы тахографического контроля); страховой телематики («умное» страхование) и др.

В значительной степени навигационный бум на транспорте обусловлен тем, что довольно существенная часть рынка транспортных перевозок, базирующихся на использовании аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, стала государственно регулируемой. Так, в вышедшем в 2008 году постановлении правительства РФ N641 [1] были определены виды транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Впоследствии обязательность оснащения транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС при осуществлении перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов де-юре была закреплена Федеральным законом «О навигационной деятельности» [2].

Требования обязательного оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации закреплено также в нормативных правовых актах о безопасности наземного (автомобильного и железнодорожного) и морского транспорта  (технические регламенты - национальные и Таможенного союза), определяющих порядок выпуска в обращение транспортных средств различного назначения [3-11]. Кроме того, они нашли отражение в нормативных правовых актах, устанавливающих требования к уже эксплуатируемым транспортным средствам [12,13]. При этом в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [8], помимо норм оснащенности транспортных средств спутниковой навигационной аппаратурой различного назначения, установлены и основные требования к самой аппаратуре.

Указанные нормы и требования предусматриваются и в национальном техническом регламенте [3], проект постановления правительства РФ о внесении изменений в который проходит установленные процедуры согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти [22]. В более развернутом виде требования к аппаратуре спутниковой навигации отражены в приказе Минтранса России от 31 июля 2012 года № 285 [14].

Обязательность применения аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS при осуществлении соответствующих видов транспортной деятельности, включая наличие обязательных требований к самой аппаратуре, поставили в разряд весьма актуальных проблему установления форм оценки ее соответствия установленным требованиям. Однако решение этой проблемы зачастую бывает сопряжено с определенными трудностями.

Одной из функциональных характеристик аппаратуры спутниковой навигации является точность определения координат местоположения и скорости движения объекта навигации, на котором она установлена. Исходя из этого, все сложности рассматриваемой проблемы в отечественной практике применения навигационной аппаратуры традиционно состояли в корректном решении вопроса: в какой степени к этой аппаратуре при оценке ее соответствия установленным требованиям применимы положения и нормы национального законодательства об обеспечении единства измерений [16]. Проще говоря, относить ли эту аппаратуру к классу технических устройств, являющихся средствами измерений, или нет?

Вопрос не праздный. Положительный ответ на него подразумевает довольно существенные последствия в тех случаях, когда или измерения, проводимые с использованием такой аппаратуры, или сама аппаратура как средство измерений окажутся в сфере госрегулирования обеспечения единства измерений. Критерии соответствия установлены в ст. 1 (части 3-6) Федерального закона от 26 июня 2008 года «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ (далее - Федеральный закон №102-ФЗ) [16].

На первый взгляд, вывод о том, что аппаратура спутниковой навигации однозначно является средством измерений, представляется вполне очевидным. Первый аргумент - сугубо формальный. Он заключается в обращении к положениям национального стандарта ГОСТ Р 52928-2010 [15]. Согласно пункту 10 указанного стандарта «навигационная аппаратура потребителя - аппаратура, предназначенная для измерения параметров навигационных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) и выделения навигационных сообщений с целью определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки… показаний часов потребителя и скорости изменения этой поправки». А в соответствии с пунктом 21 ст. 2 Федерального закона №102-ФЗ средством измерений является техническое средство, предназначенное для измерений.

В большинстве случаев, по мнению сторонников рассматриваемой точки зрения, обращение к положениям, отраженным в нормативной связке «ГОСТ Р 52928 (п. 10) - Федеральный закон №102-ФЗ (п. 21 ст. 2)», является весьма убедительным аргументом, чтобы считать аппаратуру спутниковой навигации средством измерений. Тем не менее, они зачастую  апеллируют еще и к приказу министра промышленности и торговли РФ от 15 февраля 2010 года №122, утвердившему Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений [17]. В статье 17 регламента изложены критерии определения средств измерений. Согласно им, любое техническое средство относится к средствам измерений при одновременном выполнении двух условий: техническое средство должно быть предназначено для выполнения измерений; измерения, которые выполняются техническим средством, характеризуются или могут быть охарактеризованы показателями точности измерений.

Так как основной функциональной характеристикой аппаратуры спутниковой навигации является точность определения пространственных координат объекта, на котором она установлена, и составляющих вектора скорости его движения, то указанная аппаратура уж точно должна относиться к средствам измерений. А если это так, то аппаратура спутниковой навигации подпадает под сферу действия законодательства об обеспечении единства измерений [16]. Согласно нормам указанного законодательства, аппаратура спутниковой навигации может быть допущена к применению, только пройдя испытания в целях утверждения типа и будучи поверенной (в объеме первичной поверки - после выпуска из производства или после ремонта; в объеме периодической поверки - в процессе текущей эксплуатации). Указанные нормы отражены в ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона №102-ФЗ.

Однако следует учитывать,  что требование об обязательной периодической поверке аппаратуры спутниковой навигации в процессе эксплуатации транспортного средства в подавляющем большинстве случаев не реализуемо как с организационной, так и с технической точек зрения.

В рамках рассматриваемой проблемы существует и иной взгляд.. Во-первых, о чем практически всегда «забывают» сторонники рассмотренной выше точки зрения, не всякое техническое устройство, наделенное способностью измерять, однозначно относится к средствам измерений. В рамках законодательства об обеспечении единства измерений существует также класс технических систем и устройств с измерительными функциями (п. 23 ст. 2 Федерального закона №102-ФЗ).

Во-вторых, внимательный анализ понятия «средство измерений», приведенного в Федеральном законе №102-ФЗ (п. 21 ст. 2), а также указанных критериев отнесения технических устройств к средствам измерений (ст. 17) [17], показывает, что техническое устройство с «измерительными способностями» является средством измерений, если измерения являются основным его предназначением. В указанных правовых актах используются подтверждающие этот факт синтаксические конструкции вида «предназначено», «должно быть предназначено», а не «способное измерять» или «позволяющее проводить измерения». С учетом этого, применительно к рассматриваемому функциональному классу технических устройств, к средствам измерений скорее можно отнести навигационный модуль (навигационный приемник), являющийся неотъемлемой составной частью аппаратуры спутниковой навигации, чем аппаратуру в целом.

Современная аппаратура спутниковой навигации, предназначенная для оснащения транспортных средств, по сути, является многофункциональным устройством. Подтверждением этому, в частности, может служить определение аппаратуры спутниковой навигации, приведенное в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденном решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №877 (с учетом изменений, внесенных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года № 6) [8]:
«аппаратура спутниковой навигации» - аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи».

Именно навигационный модуль, входящий в состав аппаратуры спутниковой навигации, фактически полностью определяет как «навигационные» функциональные свойства аппаратуры, так и ее точностные (метрологические) характеристики при определении координатно-временных параметров объекта навигации. При этом под навигационным модулем понимается не только навигационный приемник в виде «чипа», но и вся необходимая для его функционирования технологическая «обвязка», включая антенну ГНСС.

Кстати, определение термина «навигационная аппаратура потребителей», приведенное в ГОСТ Р 52928-2010 [15], в большей степени применимо  именно к навигационному модулю, а не к аппаратуре спутниковой навигации, исходя из ее реальных функциональных возможностей.

Кроме навигационного модуля в состав аппаратуры спутниковой навигации входит также модуль обмена данными с бортовыми датчиками, устройствами и системами, состав которых зависит как от вида транспортного средства, на котором установлена аппаратура, так и от функционального предназначения самой аппаратуры. Так, в состав бортовых систем/устройств вызова экстренных оперативных служб (терминалов системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС»), которые можно считать своего рода разновидностью аппаратуры спутниковой навигации, входят модули определения момента и факта аварии транспортного средства.

Неотъемлемой составной частью аппаратуры спутниковой навигации любого назначения является модуль связи для обмена информацией с соответствующими навигационно-информационными центрами (центрами мониторинга, диспетчерскими пунктами и т.п.). На эти центры функционально замыкается «подключенная» к ним аппаратура спутниковой навигации, установленная на транспортных средствах соответствующих категорий.

Все вышеизложенное позволяет вполне обоснованно рассматривать аппаратуру спутниковой навигации в рамках законодательства об обеспечении единства измерений как техническое устройство/систему с измерительными функциями (п. 23 ст. 2 Федерального закона №102-ФЗ). А согласно ст. 10 указанного закона, «обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством РФ о техническом регулировании».

Именно эта точка зрения и нашла, в конечном итоге, отражение в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (с учетом изменений, внесенных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года №6) [8]. В регламенте установлены обязательные требования к аппаратуре спутниковой навигации, включая требования к точности определения координат местоположения транспортного средства. Также установлено, что подтверждение соответствия установленным требованиям должно осуществляться в форме обязательной сертификации. Регламент вступает в действие с 1 января 2015 года.

Аналогичные нормы предусматриваются установить и в национальном техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном постановлением правительства РФ от 10 сентября 2009 года №720.

Современная мировая правовая практика по вопросам допуска к применению и эксплуатации спутниковой навигационной аппаратуры, размещенной на транспортных средствах, закреплена в соответствующих международных правовых актах ведущих международных транспортных организаций, в том числе ИМО (Международная морская организация) [20] и ИКАО (Международная организация гражданской авиации) [21]. В их развитие приняты резолюции, директивы и международные стандарты, распространяющиеся соответственно на морские (речные) и воздушные транспортные средства. Все эти документы также не предусматривают отнесение навигационной аппаратуры, работающей по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, к техническим средствам измерений.

Допуск указанной аппаратуры к применению осуществляется по результатам ее обязательной сертификации (включая обязательные сертификационные испытания). При этом периодическая поверка указанной аппаратуры спутниковой навигации в процессе эксплуатации не предусмотрена. Указанные положения отражены, в частности, для морской навигационной аппаратуры - в ГОСТ Р МЭК 61108-2-2010 «Морское навигационное оборудование и средства радиосвязи. Глобальные навигационные спутниковые системы. Часть 2. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. Приемные устройства. Общие требования. Методы испытаний и требуемые результаты испытаний» и для авиационной навигационной аппаратуры - в квалификационных требованиях КТ-34-01 «Бортовое оборудование спутниковой навигации»,4-я редакция (утверждены Межгосударственным авиационным комитетом 23 марта 2011 года).

Более того, техническими регламентами о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза [8] и Российской Федерации [3], а также Правилами ЕЭК ООН, конкретизирующими требования и устанавливающими методы испытаний компонентов и устройств автомобилей, являющихся средствами измерений, не предусматриваются испытания для утверждения их типа, а также их поверка в процессе эксплуатации транспортного средства (для спидометров - Правила ЕЭК ООН №39 [18]; для средств измерений давления, разрежения, расхода воздуха, концентрации газов и др., входящих в состав бортовых систем обеспечения экологической безопасности - Правила ЕЭК ООН №49 [19]).

Между тем, существует довольно значительный класс спутниковой навигационной аппаратуры, основное функциональное предназначение которой состоит именно в проведении измерений. Как правило, в этой аппаратуре используются навигационные модули, в которых реализованы специальные методы обработки навигационных сигналов. В них также применяются высокостабильные опорные генераторы с низким уровнем собственных шумов и иные программно-аппаратные решения, направленные как на повышение точности измерения параметров навигационных сигналов ГНСС (так называемые, «сырые» измерения), так и на повышение точности определения в конечном итоге координатно-временных параметров объекта.

К указанному классу относятся следующие виды спутниковой навигационной аппаратуры: приборы и оборудование, используемые при проведении геодезических и кадастровых работ; аппаратура, предназначенная для частотно-временной синхронизации процессов в системах различного назначения; аппаратура, входящая в состав опорных станций систем дифференциальной коррекции; аппаратура, используемая в качестве «эталонных навигационных приемников» при испытаниях на соответствие обязательным требованиям спутниковой навигационной аппаратуры или технических устройств и систем, имеющих функцию, связанную с определением координатно-временных параметров с использованием ГНСС; имитаторы сигналов ГНСС как генераторы сигналов специальной формы.

В связи с тем, что практически все эти средства измерений находятся в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений согласно критериям, изложенным в ст. 1 (части 3 - 6) Федерального закона №102-ФЗ, они подвергаются испытаниям в целях утверждения типа и подлежат поверке. Кроме того, согласно требованиям ст. 12 того же закона, сведения об утвержденных типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (Госреестр средств измерений).

В Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений также имеются сведения и об аппаратуре спутниковой навигации, предназначенной для оснащения колесных транспортных средств, прошедшей испытания для целей утверждения типа средств измерений (в настоящее время - порядка 10 типов [23]). Но этому факту есть объяснение.

Повторюсь, нормы обязательного оснащения соответствующих категорий транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS были установлены нормативными правовыми актами [1, 2, 12]. Однако основания, обусловливающие необходимость обязательной оценки соответствия этой аппаратуры, установленные Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ), фактически отсутствовали (см.пункт 1 статьи 23 и пункт 3 статьи 46 указанного закона). До последнего времени отсутствовали технические регламенты, в которых устанавливались бы обязательные требования к самой аппаратуре, включая и требования к ее точностным характеристикам. В единых перечнях продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия, которые согласно Федеральному закону № 184-ФЗ (пункт 3 статьи  46) утверждаются и ежегодно уточняются правительством РФ, указанная аппаратура также отсутствовала [24].

По этим причинам отсутствовали и аккредитованные установленным порядком организации (органы по сертификации), уполномоченные на право выдачи сертификатов об обязательном подтверждении соответствия аппаратуры спутниковой навигации.

В сложившихся условиях единственным документом, имеющим статус «официального» и подтверждающим для заказчиков возможность работы аппаратуры спутниковой навигации по сигналам ГНСС ГЛОНАСС, а также точностные характеристики аппаратуры, было Свидетельство об утверждении типа средства измерений. Это и вынуждало изготовителей указанной аппаратуры подвергать ее испытаниям в целях утверждения типа. После чего этой аппаратуре «де-факто» присваивался статус «средства измерений». При этом следует учитывать, что при испытаниях аппаратуры спутниковой навигации в целях утверждения типа устанавливаются только точностные (метрологические) характеристики. Требования к остальным функциональным характеристикам и свойствам аппаратуры (электромагнитная совместимость, устойчивость к климатическим и механическим воздействиям, протоколы обмена данными и др.) в ходе указанных испытаний подтверждению не подлежат.

Однако, как уже отмечалось, техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» установлено, что подтверждение соответствия аппаратуры спутниковой навигации, предназначенной для оснащения транспортных средств, должно осуществляться в форме обязательной сертификации. Определена и схема подтверждения соответствия (2с), описание которой приведено в приложении 19 к регламенту. Документом, подтверждающим соответствие аппаратуры всем установленным в регламенте требованиям, является сертификат обязательного подтверждения соответствия [25]. И здесь хотелось бы подчеркнуть, что это именно сертификат соответствия, и даже не декларация о соответствии, и тем более, не свидетельство об утверждении типа.

Таким образом, все сложности, связанные с обоснованным установлением форм оценки соответствия аппаратуры спутниковой навигации в значительной степени обусловлены тем, что указанная аппаратура, в силу присущих этому классу технических устройств (систем) функциональных особенностей, находится в области действия двух важнейших сегментов национального законодательства – об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Каждое из законодательств имеет присущие ему цели и области действия, понятийный аппарат, и, что самое существенное, свои формы оценки соответствия установленным требованиям технических средств и устройств, находящихся в сфере действия каждого из них.

Неискушенным в тонкостях указанных законодательств изготовителям и потребителям (заказчикам) аппаратуры спутниковой навигации подчас довольно сложно разобраться, какой документ, имеющий юридическую силу, должен подтверждать факт того, что эта аппаратура соответствует установленным обязательным требованиям и кто полномочен выдавать такие документы. Поэтому всякого рода рекомендации и разъяснения по рассматриваемой проблеме в максимальной степени должны опираться на действующие нормативные правовые акты в данной области, включая и установленную терминологию. При этом в первую очередь должно приниматься во внимание функциональное предназначения спутниковой навигационной аппаратуры.

Гладких Виктор Михайлович, заместитель по техническому регулированию руководителя Комплекса по реализации государственной политики в сфере навигационной деятельности НП «ГЛОНАСС», к.т.н., заслуженный метролог РФ

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление правительства РФ от 25 августа 2008 года №641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
2. Федеральный закон от 14 февраля 2009 года №22-ФЗ "О навигационной деятельности".
3. Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" (утвержден постановлением правительства РФ от 10 сентября 2009 года №720).
4. Технический регламент "О безопасности железнодорожного подвижного состава» (утвержден постановлением правительства РФ от 15 июля 2010 года №524).
5. Технический регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (утвержден постановлением правительства РФ от 15 июля 2010 года №533).
6. Технический регламент "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (утвержден постановлением правительства РФ от 12 августа 2010 года №623).
7. Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта» (утвержден постановлением правительства РФ от 12 августа 2010 года №620).
8. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», ТР ТС 018/2011.
9. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»ТР ТС 002/2011 (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года №710).
10. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»ТР ТС 001/2011 (утвержден комиссией Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 710).
11. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» ТР ТС 026/2012 (принят Советом Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года №33).
12. «Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя» (утверждено постановлением правительства РФ от 2 апреля 2012 года №280).
13. «Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (утвержден приказом министерства транспорта РФ, приказ от 26 января 2012 года №20).
14. Приказ Минтранса России от 31 июля 2012 года №285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов».
15. ГОСТ Р 52928-2010 «Глобальная навигационная спутниковая система. Навигационная аппаратура потребителей. Термины и определения».
16. Федеральный закон от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
17. Приказ Минпромторга России от 15 февраля 2010 года №122 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений».
18. Правила ЕЭК ООН №39 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизма для измерения скорости, включая его установку».
19. Правила ЕЭК ООН №49 "О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний".
20. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года – СОЛАС-74 (текст, измененный протоколом 1988 года), глава 5 «Безопасность мореплавания».
21. Конвенция о международной гражданской авиации (Приложение 10 «Авиационная электросвязь», том 1 «Радионавигационные средства»).
22. Официальный сайт Минпромторга России (http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/projects/788).
23. Официальный сайт Росстандарта, (http://www.fundmetrology.ru/10_tipy_si/list.aspx).
24. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 года №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
25. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правила их оформления».

Статья из журнала "Вестник ГЛОНАСС" № 2(12) 2013

Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~qVD0A
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.